Berezka7km.ru

Березка 7км
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жители помешали ресурсоснабжающей организации установить общедомовые счетчики

Жители помешали ресурсоснабжающей организации установить общедомовые счетчики

Спор из-за недопуска для установки счетчиков

Теплоснабжающая организация проиграла в суде (дело № А06 – 10090/2018), где хотела заставить управляющую компанию обеспечить допуск для установки общедомовых приборов учета (ОДПУ).

В многоквартирных домах не были установлены коллективные счетчики на тепло, собственники такой инициативы не проявляли, поэтому ресурсоснабжающая компания решила поставить их сама, как это предусмотрено законом. Она направила в управляющую компанию письма с уведомлениями о проведении работ, однако доступ в помещения общего пользования ей никто не обеспечил.

Управляющая компания в свою защиту говорила о том, что в спорных домах нет технической возможности для установки ОДПУ тепла, так как дома построены в 60‑х годах, капитальный ремонт не проводился.

В суде участвовали также уполномоченные представители собственников от нескольких домов. Они заявили, что с требованиями не согласны, так как сети изношены, обследование возможности установки приборов учета производилось формально.

Теплоснабжающая организация проводила обследования для определения возможности оснащения МКД счетчиками тепла. При этом везде в актах обследования она указала на наличие такой возможности, а управляющая организация указывала в документах свое особое мнение, согласно которому установка приборов учета возможна только после капремонта сетей.

Также были заактированы разрешение представителя управляющей компании на установку ОДПУ и запрет жильцов многоквартирных домов на такие действия.

Оценка судом всех обстоятельств дела

Суд, рассматривая дело, сослался на Приказ Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 № 627, которым были утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ. Согласно этим Критериям, нельзя устанавливать приборы учета, если в ходе обследования выявится что-то одно из следующих обстоятельств:

— установка счетчика невозможна без реконструкции, капитального ремонта инженерных систем;

— при его установке не получится обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к счетчику, в том числе к месту и порядку его установки;

— в месте для установки ОДПУ нельзя соблюсти требования к условиям его эксплуатации или обеспечить доступ для снятия показаний, обслуживания и замены.

Суд внимательно изучил представленные акты обследования и обнаружил, что в них достоверно не установлена возможность оснащения приборами учета. В документах не указано, на основе чего сделаны выводы о наличии технической возможности установки ОДПУ тепла, что конкретно осматривалось. Во всех случаях было заявлено о необходимости капремонта инженерных коммуникаций, однако данным обстоятельствам оценка не давалась.

По информации Фонда капитального ремонта, капремонт в домах не проводился, работы запланированы с 2022 по 2039 годы.

Кроме того, в материалах дела были свежие технические заключения о состоянии разводки системы отопления и горячего водоснабжения. В них было указано, что сети находятся в предаварийном состоянии, рекомендуется произвести работы по капремонту с заменой труб отопления и горячего водоснабжения, иначе плохое качество труб может повлиять на погрешность счетчика отопления в случае его установки до капремонта.

Судебные инстанции пришли к выводу, что истец не доказал факт воспрепятствования со стороны управляющей компании в допуске. Также они согласились, что техническая возможность устанавливалась формально без проверки доводов управляющей компании и жильцов домов. При составлении актов о недопуске для проведения монтажных работ указывалось, что управляющая компания доступ обеспечила, однако в монтаже приборов учета препятствовали жители, при этом сами лица, обязанные производить установку ОДПУ при составлении актов отсутствовали.

В удовлетворении требований теплоснабжающей организации было отказано, и это решение подержал также Верховный Суд РФ в своем определении от 10.12.2019 № 306-ЭС19 – 22685.

Памятка по установке общедомовых приборов учета

Памятка по установке общедомовых приборов учета

До 1 июля 2012 года все дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета. Кто обязан их устанавливать, кто будет за них платить и, наконец, что ждет тех, кто не выполнит требования закона?

Для той части жильцов, которые не успели разобраться в сути предстоящих нововведений, предусмотренных Федеральным законом № 261, мы публикуем наиболее распространённые вопросы и ответы на них.

Является ли установка общедомового прибора учета обязательной?

Да, установка общедомового прибора учета является обязательной. Согласно ФЗ № 261 расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов: собственники жилья обязаны установить коллективный прибор учета до 01.07.12.

Ваша управляющая компания обязана уведомить собственников жилья о необходимости и условиях установки коллективных приборов учета, в противном случае ей грозит штраф за невыполнение уведомления собственников.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?

Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета ресурсов, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании.

Читайте так же:
Монитор для счетчика банкнот

Кто заплатит за покупку и установку общедомового прибора учёта?

Поскольку будущий прибор учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир. По закону об энергосбережении (ст. 13, ч. 5), который и контролирует все нюансы установки и эксплуатации общедомовых счетчиков, именно собственники «обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

Подкрепляет это утверждение и Жилищный кодекс (ст. 158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Какие существуют варианты установки общедомовых приборов учета?

Вариант 1: Жильцы самостоятельно решают установить счетчик

Бывают случаи (если денег на счету дома не достаточно), тогда собственники решают собрать средства на установку счетчика дополнительно к основным платежам. В этом случае также необходимо провести общее собрание и проголосовать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся, то платить придется всем, даже тем, кто проголосовал «против».

Воплотить в жизнь свое решение жильцы поручают ТСЖ или Управляющей компании.

Вариант 2: Счетчик устанавливается по предложению Управляющей компании

Если жильцы в доме не проявляют инициативу по установке общедомового прибора учета, то выйти с таким предложением обязана Управляющая компания.

В соответствии со ст.12 п. 7 закона «Об энергосбережении» УК обязана «регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий».

УК должна способствовать проведению собрания, на котором жильцы либо поддержат решение об установке счетчика, либо откажутся от этого.

Что касается оплаты, то жильцам традиционно предложат использовать деньги по статье «текущий ремонт» или организовать дополнительный сбор средств. Как правило, УК предлагают жителям поставить счетчик в рассрочку.

Вариант 3: Счетчик ставят ресурсоснабжающие организации

Если до июля 2012 общедомовой прибор учета так и не установили, то за дело возьмутся компании, которые и поставляют в наши дома свет, воду и тепло. Закон обязывает их (ст.13 п.9) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».

Платить за прибор учета придется опять же жильцам — можно в рассрочку до 5 лет. К общей стоимости оборудования прибавляются еще и проценты. К счастью, по закону они не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления. Отказаться от предлагаемых «услуг» собственники уже не смогут. Если они не захотят добровольно оплатить прибор учета и расходы по его установке, поставщики коммунальных услуг взыщут эти деньги через суд. Закон будет на их стороне.

Где в Озерске можно в рассрочку установить приборы учета?

Если жильцы не воспользуются предложением компаний-поставщиков коммунальных услуг, то вместо метода «пряника» государство начнет применять метод «кнута»: на ТСЖ и УК посыплются штрафы и предписания.

Какие меры наказания предусмотрены для тех, кто игнорирует закон об обязательной установке приборов учета?

Законодатели предусмотрели, что далеко не все жильцы ринутся исполнять предписания закона об энергосбережении ставить общедомовые приборы учёта, поэтому сразу внесли изменения в Административный кодекс (добавили статью 9.16), в которых предусмотрели штрафы и наказания для тех, кто не успеет вовремя обзавестись приборами учета.

  1. Если УК и ТСЖ не разработали и не донесли до жителей предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах, им грозит штраф:
    • на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

  2. Если ресурсоснабжающие организации не вышли с предложением к УК и ТСЖ оснастить дома приборами учета, то их так же ждет наказание в виде штрафа:
    • на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 100 до 150 тысяч рублей.

  3. Если до 1 июля дом не оборудован приборами учета, а УК или ТСЖ ни разу не предлагали собственникам на общем собрании проголосовать за установку счетчиков, обслуживающей организации придется заплатить штраф:
    • на должностных лиц — в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 10 до 15 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

  4. Собственники обязаны оплатить прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке. Отказ грозит судом. В этом случае проигравшему иск собственнику придется оплатить еще и расходы компании на услуги юриста.

Cт. 13 п. 12 закона об «Энергосбережении»: «В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».

radium 2012-05-21YEKT16:37:00

Закон обязывающий устанавливать общедомовые счетчики

О возможности подачи в Департамент заявлений на предоставление государственной услуги «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» через Госуслуги

Порядок начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Пунктом 3 данного постановления установлено, что разъяснения по применению Правил № 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Правила № 354 устанавливают следующие понятия:

«коммунальные услуги» — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

«коммунальные ресурсы» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

«индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

«коллективный (общедомовой) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;

«общий (квартирный) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в коммунальной квартире;

«исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«потребитель» — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

«ресурсоснабжающая организация» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);

«распределитель» — устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;

«норматив потребления коммунальной услуги» — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, норматив потребления устанавливается как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды;

«нежилое помещение в многоквартирном доме» — помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

«централизованные сети инженерно-технического обеспечения» — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);

«степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» — качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю:

— в жилом или в нежилом помещении;

— в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).

Следовательно, начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, само по себе не является нарушением прав граждан и предусмотрено действующим законодательством.

В случае если потребитель не оспорил начисления, он обязан оплачивать начисленную плату в полном объеме.

Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Предъявление платы за коммунальные услуги за индивидуальное потребление и за общедомовые нужды осуществляются отдельными строками в платежном документе (пункт 70 Правил № 354).

Пунктом 69 Правил № 354 предусмотрен перечень всех необходимых реквизитов, которые подлежат обязательному включению в платежный документ.

Наличие сведений указанных в пункте 69 Правил № 354 в платежном документе дает возможность собственнику самостоятельно рассчитать объем потребления коммунальной услуги, как за индивидуальное потребление, так и за общедомовые нужды за расчетный период в соответствии с утвержденными формулами.

До 01 июня 2013 года весь объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывался и распределялся между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, без каких –либо ограничений.

В период с 01 июня 2013 года (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

В связи с вышеизложенным, за расчетные месяцы в которые потребление коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, превысило нормативный объем потребления, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды начисляется в объеме, не превышающем нормативный объем (рассчитанный в соответствии с постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.08.2012 № 132-ПК, № 130-ПК).

Если объем потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, не превысил нормативного объема, то начисление размера платы производится исходя из фактического потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Согласно пункту 46 Правил № 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, не начисляется, если показания коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период будут меньше, чем сумма объемов потребления во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 47 Правил № 354 объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:

а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) либо пропорционально количеству человек, проживающих в каждом жилом помещении (квартире);

б) объем коммунальных услуг, потребленных непосредственно в каждом жилом помещении, уменьшить на долю от объема образовавшейся разницы (полученной в результате распределения по подпункту «а» вплоть до нуля и исходя из него исчислять размер платы за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилое помещение (квартиру).

В случае если объем снятия превышает объем потребления в расчетном периоде, то излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.

Таким образом, в случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальных услуг, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и суммарным объемом потребления коммунальных услуг непосредственно в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги для потребителей жилых помещений подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается).

Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 установлено, что при отсутствии приборов учета и наличии технической возможности их установки, нормативы потребления коммунальных услуг применяются с учетом повышающих коэффициентов, а именно:

— в период с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года – коэффициент 1,4;

— в период с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года — коэффициент 1,5.

Расчет размера платы за коммунальную услугу «холодное водоснабжение», предоставленную на общедомовые нужды (с учетом ограничения нормативным объемом), рассмотрим на следующем примере:

— количество человек, проживающих в доме, составляет от 93 до 95 человек;

— общая площадь помещений входящих в состав общедомового имущества в многоквартирном доме – 328, 4 кв. метров;

— площадь жилого помещения (квартиры) – 58,4 кв. метров;

— общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме – 3 205, 8 кв. метров.

Данные об объемах потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды

Когда коммунальные услуги можно вообще не оплачивать: все проверенные способы

Когда коммунальные услуги можно вообще не оплачивать, разобрался Лайф и собрал все работающие способы в одной статье.

<p>Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок</p>

Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок

К сожалению, для многих россиян ежемесячная передача показаний квартирных счётчиков, а затем разбирательство с управляющими компаниями по поводу требуемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), которые не соответствовали качеству либо фактическим объёмам ресурсов, уже стали рутинным делом. Большинство граждан предпочитают не тратить свои нервы и время, а просто платить. Но другие пытаются отстаивать свои права, и у некоторых это даже получается. По итогам «коммунальных баталий» уходящего года можно выделить несколько случаев, когда гражданам удавалось значительно снизить оплату за ЖКУ или вообще не платить коммунальщикам.

Низкое качество услуг

Согласно мнению большинства экспертов, значительная часть россиян недовольна качеством услуг, которые предоставляют управляющие компании (УК) своим нанимателям. В ситуации, когда из крана вместо горячей воды идёт ржавая холодная или вместо горячих батарей в квартире чуть тёплые, жители многоквартирных домов справедливо задаются вопросом: почему мне надо платить за то, что я не получаю? Но если в прошлые годы для того, чтобы доказать факт несоответствия услуг нормативам, требовалось привлекать дорогостоящих экспертов, то теперь ситуация изменилась.

Закон о том, что плата за некачественные услуги должна взиматься только после перерасчёта (№ 351-ФЗ, от 27 октября 2020 года), вступил в силу ещё в 2020 году, но своё широкое применение он получил только в 2021-м, — рассказал адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив. — Сейчас суды стали рассматривать иски граждан об услугах ненадлежащего качества достаточно быстро и в качестве доказательств правоты потребителя принимают не только заключения специализированных учреждений, но и видео, снятые самими гражданами на их телефон. Например, бурый цвет воды в большинстве случаев однозначно воспринимается как услуга ненадлежащего качества, а значит, за неё платить не надо.

Бурый цвет воды воспринимается как услуга ненадлежащего качества. Фото © ТАСС / Егор Алеев

Бурый цвет воды воспринимается как услуга ненадлежащего качества. Фото © ТАСС / Егор Алеев

Этому немало поспособствовала позиция Верховного суда РФ, высказанная им в определении от 29 июня 2021 года (дело № 56-КГ21-7-К), согласно которой все услуги ЖКУ должны быть качественными и безопасными, а УК обязана не только вернуть потребителям деньги за некачественные услуги, но и уплатить им штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований в размере 50% от требуемой к возврату суммы.

Опустить квартплату. Пять законных способов уменьшить платежи по ЖКХ

Если долг уже просрочен

Нередко в разбирательствах с УК основная проблема в том, что коммунальщики прекрасно осознают справедливость требования перерасчёта за некачественные услуги, но делать этот самый перерасчёт не спешат. А вместо этого в случае неполной оплаты пытаются взыскать полные платежи через суд. При этом нередко УК настаивают на применении сроков исковой давности с даты последнего полного платежа. С таким подходом опять же не согласился Верховный суд, который пояснил, что, во-первых, частичная оплата не означает, что гражданин признаёт весь насчитанный ему долг по ЖКУ справедливым. А во-вторых, срок давности по коммунальным платежам (которые носят периодический характер) отсчитывается отдельно по каждому ежемесячному начислению. Значит, предметом спора могут быть только те платежи, по которым не истёк трёхлетний срок давности (определение № 9-КГ21-2-К1).

Сразу после завершения срока действия моратория правительства на взыскание штрафов по задолженности ЖКХ (Постановление Правительства РФ № 424 от 2 апреля 2020 года, действовало до 1 января 2021 года) многие управляющие компании пытались взыскать долги пяти-семилетней давности, — рассказывает адвокат Адвокатской палаты города Москвы Ева Митлина. — Однако в большинстве своём суды теперь в таких исках отказывают в связи с истечением сроков исковой давности, в некоторых случаях они предлагают «управляйкам» подавать иск с уточнением даты каждого платежа, но это редко.

Без платёжки

Некоторые УК стали хитрить и вместо того, чтобы ежемесячно присылать единый платёжный документ и прочие извещения, этого не делают, а после «забывчивым» собственникам выставляют новый счёт, но уже с начисленными пенями и штрафами. При этом коммунальщики мотивируют свои действия тем, что по закону они не обязаны извещать о коммунальных платежах исключительно в бумажном виде. И указывают, что единая централизованная система ГИС ЖКХ предоставляет возможность получать информацию о задолженности по коммунальным платежам в любое время через официальный сайт.

Фото © ТАСС / Максим Коротченко

Фото © ТАСС / Максим Коротченко

Действительно, право не присылать письменное извещение у коммунальщиков есть, — поясняет заведующий «Западной коллегией адвокатов» города Москвы Александр Инютин. — По сути, квитанция — это формальность. И если все услуги были оказаны, а в почтовом ящике более месяца нет платёжки, то это повод насторожиться и как минимум запросить свою УК. А лучше перед этим самим зайти на сайт ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru. Если в системе информации нет, то это надо фиксировать, можно и не платить, но лишь до момента выставления квитанции. Если УК отразила в системе квитанцию с опозданием, то ни о каких штрафных санкциях для плательщика речи идти не может.

Как правило, при отсутствии платёжки помогает жалоба в жилинспекцию, одновременно этот документ фиксирует и дату обращения, то есть штрафы будут явно незаконны, и УК это знает.

Помимо этого, надо иметь в виду, что, если есть разногласия, потребители имеют право запросить в УК сверку расчётов (пункт 34 Правил управления многоквартирным домом, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 года). И ещё, согласно части 11 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, УК обязана участвовать в разбирательствах, связанных с качеством коммунальных услуг и неправильными начислениями, даже при наличии прямых договоров между потребителями и непосредственно ресурсоснабжающими организациями.

Долги прошлых собственников

Законом установлено, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает у гражданина с момента приобретения им прав собственности. Единственное исключение касается взносов на капитальный ремонт: задолженность по ним переходит на нового хозяина квартиры, это предусмотрено законом частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ. Однако некоторые коммунальщики идут на хитрость — выставляют квитанции с учётом задолженности прошлого собственника. Но если в прошлые годы суды не принимали к рассмотрению иски о подобных злоупотреблениях без проведения сложной финансовой экспертизы, то теперь ситуация изменилась, а «коммунальных хитрецов» не только обязывают вернуть всё излишне уплаченное, но и привлекают к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ (дело № А06-6532/2021 Арбитражного суда Астраханской области).

Сейчас, если недвижимость перешла к новым собственникам, большинство УК уже самостоятельно не пытаются взыскивать накопленные долги через суд, — объясняет старший юрист компании «Европейский дом права» Залимхан Магомедов. — Обычно если долг большой и коммунальщики по какой-то причине не обращались в суд, то они пытаются его продать коллекторам. На самом деле это незаконно (есть прямой запрет в части 18 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. — Прим. Лайфа), но многие граждане об этом не знают и, чтобы прекратить негативное общение, начинают платить неким третьим лицам, хотя могут этого и не делать.

Отопление по счётчику

В платёжках многих россиян плата за отопление является одной из самых дорогих строчек. Связано это с тем, что в данную плату многие УК включают и общедомовое отопление. Чтобы платить только за свою квартиру, некоторые россияне устанавливают поквартирные счётчики тепла, и это не очень приветствуется коммунальщиками.

Некоторые россияне устанавливают поквартирные счётчики тепла. Фото © ТАСС / Егор Алеев

Некоторые россияне устанавливают поквартирные счётчики тепла. Фото © ТАСС / Егор Алеев

Однако в этом году Конституционный суд постановил, что граждане имеют право на расчёт оплаты на основании своих теплосчётчиков, а отказ в приёме таких данных и в перерасчёте платежей на основании того, что не все помещения в доме оборудованы индивидуальными счётчиками тепла, незаконен. Следовательно, владельцы квартир, у которых установлены приборы теплоучёта, вправе оплачивать услуги отопления по данным своих приборов. А если эти данные коммунальщики не принимают, то за отопление можно не платить вовсе (Постановление Конституционного суда РФ от 31 мая 2021 года № 24-П).

Истории с теплосчётчиками в нынешнем году — это головная боль многих управляющих компаний, — утверждает инженер ГБУ «Жилищник» Наталья. — Некоторые граждане умудряются установить эти самые теплосчётчики в домах, где это конструктивно не предусмотрено. Конечно, в теории сама УК может идти в суд и доказывать, что такая установка противоречит правилам безопасной эксплуатации отопительной системы дома. Но это очень хлопотный путь. И поэтому некоторые компании высылают собственнику уведомление о невозможности принимать показания, так как счётчики тепла не предусмотрены конструкцией дома. А значит, нужно согласование с БТИ. Если такое согласование есть, то начисление платы за тепло будет с учётом данных квартирных счётчиков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector