Berezka7km.ru

Березка 7км
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приборы для измерения скорости потока и их применение в различных сферах

Приборы для измерения скорости потока и их применение в различных сферах

Современный анемометр, выпускаемый профессиональной организацией, может иметь несколько вариантов исполнения. Основными видами измерителей потоков воздуха служат:

  • анемометр чашечный – имеет наиболее простую конструкцию, лопасти такого прибора выполнены в форме полусфер, которые вращаются под действием воздушного потока и измеряют его скорость в одной плоскости;
  • лопастной или крыльчатый анемометр – улавливающая деталь такого измерителя имеет форму вентилятора, его лопасти способны не только определять скорость потоков, но и устанавливать их направление;
  • термоанемометр – усовершенствованный вид оборудования, позволяющий определять скорость движения воздуха, его объемный расход и температуру.

Применение подобных приборов позволяет контролировать параметры окружающей среды, а также осуществлять мониторинг микроклимата в помещениях различного характера.

Дифманометр и установка Мужчина с балометром Анемометры с трубкой Пито Ультразвуковой анемометр

Как проводят измерения

Измерения скорости воздуха можно проводить в воздуховодах, на выходе из воздуховодов, в вентиляционных решетках или диффузорах.

Отверстие для измерений

Когда измерение скорости проводят непосредственно в воздуховоде, то место измерения должно находится после прохождения потока через фильтры. На воздуховоде следует найти специальное отверстие, которое предназначено для контрольно-измерительных операций (такие отверстия часто закрывают питометражной заглушкой). Также можно использовать очистной лючок.

При произведении замеров трубкой Пито, ее вставляют в воздуховод, направляя против потока воздуха.

Где требуется измерение скорости воздушных потоков

Эксплуатация анемометров распространена в самых разнообразных областях – покупка измерительного прибора необходима в любой сфере, где требуется информация о характеристиках воздушных потоков. В первую очередь, измерение анемометром востребовано на метеорологических станциях – с помощью показателей скорости воздуха специалисты могут спрогнозировать многие погодные явления. Также анемометрами оборудуются объекты, имеющие промышленные системы кондиционирования, отопления и вентиляции помещений. Необходимость в измерении скорости ветра возникает и в авиации, строительно-монтажных работах, энергетике, горной добыче, агропромышленных комплексах, подземных коммуникациях и даже спорте (например, чашечный анемометр задействуют при проведении соревнований, зависящих от параметров ветра: метание копья, полеты на параплане, парусные регаты, гребля).

На какой скорости какую передачу включать

1).На транспортном средстве может быть установлена, как механическая коробка передач (МКП), так и автоматическая. Но в случаи, если на вашем автомобиле стоит механическая коробка, нужно учитывать то, что для каждой передачи существуют свои конкретные интервалы. То есть, при увеличение или уменьшения скоростного режима, Вам нужно будет перейти и на ту или иную передачу.

2).Для первой передачи скоростной интервал составляет от 0 до 20 км/ч. Но на первую передачу также необходимо переходить, когда Вы будете трогаться с места. А когда скорость транспортного средства будет близка к максимуму для этой передачи, то переходим на вторую. Конечно, Вы также можете на вторую передачу перейти при скорости и в 40 км/ч, но при этом обороты коленчатого вала достигнут максимального уровня, что конечно же не может не сказаться на состоянии двигателя. Также Вы можете переключиться на вторую передачу и при 3 км/ч, но тогда автомобилю понадобиться больше времени, чтобы разогнаться, не говоря уже о том, что на работе двигателя и коробки передач это может отразиться весьма негативно.

3).На второй передаче можно ездить при скоростном интервале от 20 до 40 км/ч. Но при приближении к порогу в 40 км/ч необходимо переключиться на третью передачу, с чем так же можно будет сэкономить на расходе топлива. На четвертую передачу переключаемся при скоростном режиме в 60 км/ч. Двигатель должен работать ровно, а сам переход, чтобы был плавным и без рывков. Но, а если на автомобиле стоит пятиступенчатая коробка передач, то при достижении скорости в 90 км/ч переключаемся на пятую передачу. Также помните, что на пятой передаче при езде в 90 – 110 км/ч, топливо будет расходоваться экономно. А если скорость автомобиля буде выше этой планки, расход может заметно увеличиться, что конечно же приведет к дополнительным затратам.

4).При снижении скоростного режима, также учитывайте интервалы скоростей передач, но только в обратной последовательности. С пятой на четвертую передачу переходим при снижении скорости до 60-70 км/ч. На третью – при 40-50 км/ч. На вторую — при 20 — 40 км/ч. А на первую при понижении скоростного режима до 10 – 20 км/ч.

5).В некоторых случаях при переключении передач также нужно учитывать и состояние самого эксплуатируемого транспортного средства. То есть прислушиваемся к работающему движку, который в случаи несвоевременного переключения передач начнет «рычать». Если вы начинающий водитель, то я рекомендую ориентироваться по интервалам скоростей.

Выбор подходящего оборудования

Для решения конкретных задач, связанных с определением характеристик воздушных потоков, важно выбрать оптимальную модель прибора. Для этого необходимо рассмотреть и учесть множество аспектов, среди которых:

  • требуемые характеристики оборудования – диапазон измерений, погрешность, вариант исполнения, наличие защищенного корпуса и пр.;
  • условия эксплуатации измерителя – рабочие температуры, наличие агрессивных факторов и т. д.

В зависимости от сферы применения анемометры имеют два варианта исполнения: стационарные и портативные. Первые предусматривают питание от сети и подходят для непрерывного измерения, регуляции параметров, накопления данных и передачи информации на компьютер. Переносные модели позволяют производить эпизодический анализ скорости воздуха в различных точках, фиксировать полученные данные и передавать их. Главное требование, предъявляемое к каждому прибору независимо от его модификации, – средство измерения должно быть сертифицировано и иметь документ о государственной поверке. Только в таком случае анемометр может быть допущен к эксплуатации, а его результаты гарантируют точность и достоверность.

Спидометры и тахометры

Спидометры

На автомобиль первый прибор для измерения скорости был установлен в 1901 году. Вплоть до 1910 года спидометр считался диковинной вещью и устанавливался в качестве необязательной опции, лишь спустя годы автозаводы стали включать его в обязательную комплектацию автомобилей. Конструкция спидометра, изобретенная в 1916 году Николой Тесла, дошла до нынешних дней, практически не претерпев изменений.

В качестве привода спидометров используется электропривод или гибкий вал (механический привод, который обычно называют «тросиком спидометра»). Тип привода спидометра зависит от удаленности прибора и места его присоединения к трансмиссии автомобиля.

Гибкие валы для привода рекомендуют устанавливать, если длина трассы не превышает 3,55 метра. При большей длине трассы рекомендуется электропривод. Привод спидометра осуществляется от ведомого вала коробки передач или раздаточной коробки. Для этого в узле, от которого осуществляется привод, устанавливается редуктор, передаточное число которого выбирают в зависимости от передаточного числа главной передачи и радиуса качения колеса автомобиля. Редуктор соединяют со спидометром либо механическим путем (гибким валом), либо электрическим (посредством специального датчика). Сигнал с редуктора (или приводимого от редуктора датчика) поступает на спидометр, где преобразуется в соответствующую информацию.

Читайте так же:
Как обязать собственника нежилого помещения установить счетчик

Дополнительную информацию об автомобильных спидометрах и их приводах можно получить здесь.

Спидометры с механическим приводом (от гибкого вала)

Все спидометры с приводом от гибкого вала имеют одинаковый принцип действия и отличаются лишь особенностями исполнения скоростного и счетного узлов и внешним оформлением.

На рис. 1 приведен спидометр с механическим приводом (от гибкого вала), который приводится в действие от входного валика 1 с гнездом квадратного сечения, в которое вставляется квадратный наконечник гибкого вала. На другом конце входного валика закреплены постоянный магнит 5 и термокомпенсационная шайба (магнитопровод) 4. Магнит 5 намагничен так, что его полюсы направлены к краям диска.

На оси 8, свободно вращающейся в двух подшипниках, с одной стороны закреплена стрелка 11, а с другой – катушка 6. Катушка чаще всего выполняется в виде чаши, которая с некоторым зазором охватывает магнит 5. Катушка изготовляется из немагнитного материала, например из алюминия. Снаружи катушка 6 закрыта экраном 7 из магнитомягкого материала, который концентрирует магнитное поле магнита 5 в зоне катушки. Со стороны стрелки к оси 8 одним концом прикреплена спиральная пружина 10. Другой конец пружины прикреплен к рычажку 9, поворотом которого можно регулировать натяжение спиральной пружины.

При движении автомобиля от гибкого вала приводится во вращение входной валик 1 и вместе с ним магнит 5. При этом его магнитный поток, пронизывая катушку 6, наводит в ней вихревые токи, которые вызывают образование магнитного поля катушки. Два магнитных поля (магнита и катушки) взаимодействуют между собой таким образом, что на катушку действует крутящий момент, направление которого противоположно моменту, создаваемому пружиной. В результате катушка вместе с осью и стрелкой повернется на угол, при котором возрастающий момент сил упругости пружины станет равным моменту магнитных сил, действующих на катушку. Так как крутящий момент катушки пропорционален скорости вращения магнита, а, следовательно, и скорости движения автомобиля, угол поворота катушки и стрелки с увеличением скорости возрастают.

Термокомпенсационная шайба 4, установленная вместе с магнитом 5, нейтрализует влияние изменения температуры окружающей среды на сопротивление катушки. Увеличение сопротивления катушки приводит к уменьшению наводимых в ней токов и вызываемого ими магнитного потока. Шайба 4 при этом обеспечивает увеличение магнитного потока, пронизывающего катушку путем изменения магнитной проницаемости.

Валик 1 большинства спидометров снабжен масленкой, установленной в хвостовой части спидометра. Она состоит из заглушки 3 с отверстием, и расположенным под ней фетровым фитилем 2, который пропитан маслом и смазывает валик.

Привод счетного узла осуществляется от входного валика 1 через валики 12 и 13 посредством трех понижающих червячных передач, соединенных последовательно. Червячные передачи обеспечивают передаточное отношение 624 или 1000.

По конструкции счетные узлы бывают с внешним и внутренним зацеплением счетных барабанчиков. Обычно счетный узел содержит шесть барабанчиков, которые свободно насажены на одной оси. При внешнем зацеплении (рис. 2) каждый барабанчик 7 с одной стороны имеет 20 зубцов 4, находящихся в постоянном зацеплении с зубцами трибок 8, также свободно вращающихся на своей оси. Со стороны, противоположной зубчатой, барабанчики, кроме крайнего левого, имеют два зубца 5 с впадиной между ними. Каждая трибка имеет шесть зубцов. Три зубца трибки со стороны двух зубцов 5 барабанчиков укорочены по ширине через один.

Крайний правый барабанчик постоянно приводится во вращение червячной передачей. Когда два зубца 5 подходят к укороченному зубцу трибки, они захватывают его и поворачивают на 1/3 оборота. При этом следующий барабанчик поворачивается на 1/10 оборота. Повернувшаяся трибка после поворота устанавливается так, что при следующем проходе зубцов 5 они опять захватят укороченный зубец. Остановиться в другом положении трибка не может, так как этому мешают длинные зубцы, скользящие по цилиндрической части барабанчика.

Таким образом обеспечивается поворот каждого барабанчика на 1/10 при полном повороте предыдущего. При такой конструкции через каждые 100 тыс. оборотов начального (правого) барабанчика, полный оборот которого соответствует 1 км пробега автомобиля, все барабанчики возвращаются в исходное положение, и отсчет показаний начинается с нуля.

На рис. 2 приведено устройство спидометра 16.3802, устанавливаемого на автомобили марки УАЗ. Спидометр 16.3802 механический, с приводом с помощью гибкого вала от раздаточной коробки. Состоит из стрелочного указателя скорости движения автомобиля и суммарного счетчика пройденного пути. Оснащен индикатором включения дальнего света фар.

Основные характеристики спидометра 16.3802:

Спидометры с электроприводом

Спидометры с электроприводом имеют такие же магнитоиндукционный и счетный узлы, как и спидометры с механическим приводом. Электропривод спидометра состоит из датчика, который устанавливается на коробке передач, электродвигателя, вращающего приводной валик магнитоиндукционного узла указателя и устройства электронного управления электродвигателем. Электродвигатель и устройство управления смонтированы в одном корпусе с магнитоиндукционным узлом.

Датчик электропривода представляет собой трехфазный генератор переменного тока, ротором которого служит постоянны четырехполюсный магнит. Как и гибкий вал, ротор датчика приводится во вращение от ведомого вала коробки передач. При вращении ротора в каждой фазе статора, соединенного «звездой» (рис. 4), вырабатывается переменная синусоидальная ЭДС, частота которой пропорциональна частоте вращения вала КПП, а значит, и скорости движения автомобиля. Сигнал каждой фазы статора управляет транзисторами VT1, VT2 и VT3, работающих в режиме электрического ключа.

Цепи коллектор-эмиттер транзисторов включены в цепи фазных обмоток трехфазного синхронного двигателя. Ротором электродвигателя служит четырехполюсный постоянный магнит. Когда с фазной обмотки датчика на базу соответствующего транзистора поступает положительная полуволна ЭДС, он открывается, и по соответствующей фазной обмотке электродвигателя будет протекать ток. Так как фазные обмотки датчика сдвинуты на 120˚, то открытие транзисторов будет также сдвинуто во времени. Поэтому магнитное поле статора электродвигателя, создаваемое его обмотками, сдвинутыми также на 120˚, будет вращаться с частотой вращения ротора датчика. Вращающееся магнитное поле статора, воздействуя на постоянный магнит ротора, приводит его во вращение с той же частотой. Резисторы R1 – R6 в схеме электронного ключа улучшают условия переключения транзисторов.

Одометр. Виды и работа. Показания и погрешности. Особенности

Что такое одометр в автомобиле

Основная задача одометра – показывать общий пробег автомобиля. Эта цифра важна при покупках или продажах транспортного средства.

На приборной панели можно видеть не один, а целых два одометра – один считает общий пробег, а второй – суточный. Общий обнулить нельзя, а вот суточный обнуляется очень легко.

Читайте так же:
Как установить счетчик меркурий 206

Многие начинающие автомобилисты задают массу вопросов о том, зачем вообще считать количество пройденных автомобилем километров. Неужели это значение так важно?

Одометр и спидометр в чем разница Скрутка одометра, одометр - счетчик пройденного расстояния автомобилем

Функциональные свойства прибора

Электронный одометр

Современный электронный одометр
У многих начинающих водителей возникает вопрос, а зачем вообще иметь представление, какой километраж у вашей машины, неужели эти цифры так важны? Чрезвычайно важны. Показатели одометра, показывающие общий километраж, снимают в таких случаях:

Можно сбросить показания одометра исключительно для суточного варианта, показатели общего километража не сбрасываются.

  • покупка автомобиля. Числовые показатели пройденных километров служат идентификатором технического состояния ходовой части и автомобиля в целом;
  • расход топлива. Обнулив показания суточного прибора и заправив бак машины, вы можете определить расход топлива на 100 км пробега;
  • точное расстояние между двумя населенными пунктами.

Что касается результатов суточного одометра, то его показатели будут полезны для водителей, заработная плата которых зависит от пробега транспорта. Обращаем внимание, что у вас есть возможность провести сброс одометра исключительно для суточного варианта, показатели общего километража не сбрасываются.

Устройство и принцип работы

Принято думать, что одометр умеет считать километры пути. На самом деле устройство замеряет количество оборотов колес авто при его движения. Наверное, каждый мог наблюдать разный пробег при одном и том же расстоянии, но при разных диаметрах колес.

Одометр устроен следующим образом:

  • Механический счетчик либо электронный дисплей – элементы позволяют считать данные с панели приборов;
  • Счетчик или датчик, который считает обороты колес;
  • Контроллер, внутри которого по специальным алгоритмам обороты колес превращаются в километры.

Само по себе устройство может быть механическим либо электронным. Колесо на каждый километр способно осуществить точное количество оборотов. При этом данный показатель в разных условиях будет одинаковым. Если прибор точно знает количество оборотов на один километр, то вполне способен просчитать пройденное расстояние.

Статья по теме: Как продать битую машину быстро и выгодно

Механический одометр приводится в действие с помощью гибкого кабеля – он изготовлен из туго свернутой пружины. Зачастую, кабель находится внутри трубки из металла, которая, в свою очередь, находится в резиновом корпусе.

Для функционирования механизма кабель одной стороной подключен к выходному валу коробки передач, а обратной стороной к приборной панели. Там кабель соединен с входным валом на одометре.

Внутри механического устройства применено несколько червячных передач. В общем и целом передаточное отношение равно – 1690:1.

Входной кабель заставляет вращаться первую червячную передачу – один оборот способен провернуть шестерню лишь на один зуб. Этот же механизм заставляет вращаться и следующую передачу, которая приводит в движение следующую.

В каждом индикаторе механического типа имеется ряд шпилек, которые торчат с одной стороны. Также имеется набор из двух шпилек, которые точат уже с дугой стороны.

Когда две шпильки соединяются с шестеренкой, одни зубец попадает между шпилек и может вращаться совместно с индикатором, пока шпильки не переместятся дальше. В данном механизме работает и одна из шпилек, имеются большее число и совершает 1/10 часть приворота.

Теперь, наверное, ясно и понятно, почему когда одометр показывает между 19 999 и 20 000 цифра «2» находится где-то посередине, а не на общем уровне с остальными цифрами. Дело в том, что в устройстве используются небольшие шпильки, предотвращающие одинаковое положение всего цифрового ряда. Зачастую, для того. чтобы все цифры стали в ровный ряд, прибор должен показать 21 000.

Что касается электронных одометров современных автомобилей, то здесь все гораздо сложнее. У каждого был или есть велосипед с компьютером. Так вот на колесе такого велосипеда закреплен магнит, на неподвижной части, например, на вилке, закреплен геркон. Когда магнит проходит рядом с герконом, компьютер считает оборот колеса, а затем обновляется информация на дисплее.

В автомобиле используется система, подобная велосипедной. Конечно, магнитного датчика автовладелец на колесе не обнаружит – вместо него можно наблюдать зубчатую шестерню на выходном вале КПП. Специальный датчик считает импульсы, когда мимо него проходит зубец шестеренки.

Это интересно: Для чего нужен стабилизатор поперечной устойчивости

В некоторых моделях авто можно видеть щелевое колесо и оптические датчики – такая реализация есть в компьютерной мышке. Компьютер автомобиля знает, сколько машина проедет между импульсами и на базе этих цифр обновляет показания одометра.

Одна из интересных вещей касательно современного одометра связан с тем, как данные о пробеге попадают на панель приборов. Кабеля, который был в механическом датчике, здесь совсем нет. Приборная панель получает информацию от ЭБУ через электронные цепи.

В данном случае автомобиль можно сравнить с локальной сетью. В большинстве машин применяют стандартные коммуникационные протоколы – например, SAE J1850. Благодаря им все электронные системы и устройства в автомобиле могут общаться и обмениваться данными между сбой.

ЭБУ автомобиля учитывает каждый импульс и следит за общим расстоянием, которое автомобиль прошел за время совей жизни.

Среди специалистов есть мнение, что с электронным одометром сложнее продать машину – его трудно скрутить назад. Цифры на приборной панели поменять легко, но ЭБУ, блок КПП или другие системы обмануть очень трудно.

Полуэлектронный Механический Корректор одометров

Искажение реальных показателей

Отмотка одометра

Отмотка показаний одометра с помощью дрели

Приборы для изменения результатов пробега в народе называют «крутилками»

Как было сказано выше, показания одометра – показатель состояния автомобиля. Бывают жизненные ситуации, когда необходимо проводить корректировку результатов устройства, после замены крупных узлов автомобиля. К сожалению, часто скруткой прибора пользуются недобросовестные продавцы, проводя изменение показаний одометра для уменьшения реального пробега авто. Правда, существует и такое понятие, как «подмотка одометра», когда результаты накручивают в большую сторону. Легче всего изменять результаты у механического одометра, тут достаточно извлечь тросик прибора с коробки передач, подсоединить к нему электродрель или электрический моторчик, а потом «отмотать» показатели до нужного результата. Такой способ скрутить одометр подойдет также к гибридному варианту устройства. Электронный одометр так легко изменить не получиться, поскольку он является частью машинного бортового компьютера и показания передаются не только на дисплей, но и иные системы управления автомобиля. Так как обнулить одометр электронный? Для этого существуют как специальные программы, так и приборы для скрутки.

Читайте так же:
Если закончился срок поверки счетчика сколько месяцев по среднему

Погрешность показаний

Одометр – не точный измерительный прибор. Он имеет погрешности, как и спидометр. Сегодня существует целые стандарты этих самых погрешностей. Считается, что механический счетчик пробега имеет погрешность от 5% до 15%.

Если автомобиль эксплуатируется по большей части в жестких условиях, то погрешности могут составить и больше.

Необходимо учитывать, что датчик считает обороты колес, а значит, погрешность увеличивается за счет износа узлов и механизмов, износа шин и других систем. Также на погрешность влияет пробуксовка – машина не едет, но одометр считает.

На показания могут влиять зазоры, расслабившиеся пружины, плохое сцепление. Электромеханическая система считывает сигналы, которые ЭБУ подает в одну единицу времени.

К сведению: Для чего нужен катализатор в автомобиле: признаки неисправности и способы промывки устройства

В этом случае процент погрешности будет ничтожно мал. Но в среднем, погрешность электромеханического прибора составляет больше 5%, а погрешность электронного одометра меньше, чем 5%.

Корректировка одометра

Корректировку одометра в России очень любят. Есть мнение, что она помогает подороже продать любую машину. Обычно автомобиль нещадно эксплуатируется в режиме такси, в перевозках или других коммерческих целях, нередко машина используется просто в обычном режиме, но пробег – это магическая цифра.

Если пробег большой, то цена снижается. Вот одометр и крутят назад, чтобы увеличить стоимость автомобиля. Этим часто занимаются санитары автомобильного рынка – перекупщики. Хотя, по правде говоря, корректировка счетчика пробега уже давно превратилась в один из этапов предпродажной подготовки.

Корректировку можно проводить и своими силами – для этого покупается или изготавливается специальное устройство. Но при должном опыте выявить откорректированный пробег легко – проводят диагностику крепления привода. Если место, где привод фиксируется, чистое, то туда не вмешивались. Если все вокруг покрыто грязью, то гайку выкручивали и пробегу доверять не стоит.

Корректор электромеханического одометра также легко позволяет получить любой пробег. Но для работ необходимо вскрывать корпус и рассоединять шестеренки. Если целостность корпуса нарушена, а элементы крепежа имеют следы, которых на них быть не должно, то пробег не настоящий.

Электронные счетчики корректируют при помощи электронных систем и ПО – так называемые калькуляторы одометров. Нужно искать следы работ по нарушенной целостности корпуса.

По теме: Для чего нужна балансировка колес автомобиля

В самых современных автомобилях пробег считается и фиксируется одновременно в разных блоках и смотав счетчик километража только на приборной панели при должных навыках и серьезном оборудовании можно увидеть реальных пробег, например, в блоке климат-контроля.

Чем одометр отличается от спидометра

Счетчик пробега авто вмонтирован в спидометр и может показаться, что это один и тот же прибор. Но на самом деле разница между ними довольно существенна.

Спидометр нужен для фиксации текущей скорости авто и никоим образом не связан с счетчиком пройденного пути.

Шкалы приборов совмещается только потому, что человек таким образом лучше воспринимает информацию. Ну и потому, что это уже классика.

«Крутилки» для корректировки результатов пробега

Приборы для изменения результатов пробега в народе еще называют «крутилками». Бывают они нескольких видов, и могут использоваться не только для одометров, но и для спидометров:

  • для механических устройств зачастую используют приборы с эффектом Холла. Подсоединяются они через прикуриватель и стоят относительно не дорого;
  • оборудование для корректировки одометра через обд 2 или CAN – шину, корректирует не только показатели самого одометра, но и память всех устройств вашего борта, связанных с датчиком скорости. Принцип работы прост – подключаете прибор к нужному разъему и включаете зажигание.

Следует отметить, что корректировка одометра своими руками даст результат, если внимательно прочитать и следовать инструкции к прибору.

Суммарный учет рабочего времени — примеры расчета

Законодатель нормирует длительность труда работника. Основными критериями при этом являются количество рабочего времени за установленный временной интервал. Трудовой кодекс определяет в общем случае нормальную продолжительность труда, являющуюся одновременно максимальной, как 40-часовую рабочую неделю (ст. 90). Наниматель обязан учитывать рабочее время работников персонально. Учет рабочего времени сотрудников ведется по фактически отработанному времени каждого в табеле учета рабочего времени.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили образцы заполнения табеля учета рабочего времени методом сплошного заполнения и методом учета отклонений. Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к образцам. А о новых кодах НОД и НДВ в табеле вы можете узнать в этой статье.

Как известно, существенное число организаций использует режим работы, ежедневная протяженность которой выходит за рамки традиционного 8-часового трудового дня. Это организации, занятые обслуживанием населения (медицинские, торговые, сфера обслуживания, транспорт и проч.), либо выпускающие продукцию с длительным циклом производства. Понятие «длительный цикл производства» означает, что технологическая протяженность производственного процесса больше регламентированной законом стандартной протяженности рабочего времени.

Для обеспечения процесса обслуживания и производства в таких случаях работодатель вводит сменный режим труда. Часто при таком режиме невозможно выдержать установленную, нормированную длительность недельного или дневного труда. Например, на одной неделе у работников выходят переработки, на другой наоборот, свободное время. При обычном учете рабочего временени переработки должны оплачиваться как сверхурочные. Но чтобы этого не происходило, законодатель разрешает нанимателю использовать суммированный учет рабочего времени (ст. 104). Это означает, что отработанное время подсчитывается не за неделю, а за иной промежуток (две недели, месяц, три месяца и т. д.).

ВАЖНО! Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч.3 ст.104 ТК РФ).

Промежуток времени, принятый работодателем для подсчета количества часов работы с целью нормирования, называется учетным периодом. Длительность выполнения трудовых обязанностей за учетный период должна быть не больше нормальной недельной, умноженной на количество недель в принятом учетном периоде. Максимальная протяженность учетного периода в общем случае составляет 1 год (ст. 104 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! В современных реалиалих при большом штате довольно сложно уследить за каждым сотрудником. Поэтому работодатели устанавливают на рабочих местах сотрудников системы учета рабочего времени. Например, пропускную систему с турникетами и пропусками. В этом случае каждый сотрудник прикладывает свою карту и программа автоматически учитывает время прихода/ухода, рассчитыает время работы, отмечает часы переработок и т.п.

Суммированный учет рабочего времени может вводиться работодателем и для всего персонала, и для отдельных групп работников, занятых обеспечением определенных технологических процессов и работающих по сменному графику.

Найти бланк графика рабочего времени и узнать о порядке его составления можно в этой статье.

Итак, суммированный учет рабочего времени целесообразно вести в тех сферах труда, где по объективным причинам не удается соблюсти нормальную продолжительность труда за неделю, с тем чтобы в рамках более протяженного периода компенсировать отклонения в длительности одной трудовой недели в последующие. Использование суммированного учета рабочего времени ТК РФ предусматривает, в частности, при вахтовом методе работы (ст. 300 ТК РФ), режиме гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ), работе по сменам (ст. 103 ТК РФ).

Читайте так же:
Что такое счетчик кастомов

Оплата труда при суммированном учете рабочего времени — примеры расчета

По общему правилу при рассматриваемом учете отработанного времени используется повременная система оплаты труда. Существуют два часто применяемых метода расчета зарплаты:

  • за базовую величину принимается месячный должностной оклад;
  • базовой является величина часовой тарифной ставки.

Способ исчисления суммы зарплаты, когда за базовую величину принимается оклад, удобен для учетного периода протяженностью в 1 месяц. Как известно, оклад устанавливается за выполнение труда в течение месяца нормальной длительности рабочего времени. Внутри периода учета, равного месяцу, отработанное время за каждую рабочую неделю может быть больше или меньше установленной нормы в 40 часов (в общем случае), но в целом за срок учетного периода общая продолжительность времени выполнения труда соответствует норме часов по производственному календарю этого месяца.

Когда длительность учетного периода больше или меньше одного месяца, применение метода исчисления зарплаты исходя из месячного оклада неудобно и неправильно. Если учетный период составляет, например, несколько месяцев, протяженность рабочего времени, очень вероятно, отлична от нормальной в каждом месяце. Но в целом в рассматриваемый период длительность фактически отработанного рабочего времени равна норме. Если за базу расчета принимается оклад, то получается ситуация, когда вознаграждение за труд в одной и той же одинаковой сумме, равной окладу, выплачивается за различное количество труда, которое пропорционально количеству рабочего времени.

Поэтому для расчета зарплаты при учетном периоде, отличном от месяца, применяется величина часовой тарифной ставки. Она подсчитывается исходя из нормального (согласно производственному календарю) количества часов в конкретном месяце или за год при условии 5-дневной рабочей недели (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н).

В качестве примера рассчитаем норму рабочего времени при 5-дневной 40-часовой неделе в июне 2020 г., в котором 21 рабочий день:

40 : 5 × 21 – 1 = 167,

где «–1» — это 1 час сокращения рабочего дня в предпраздничный день 11 июня.

Норма в июне составит 167 рабочих часов.

Аналогично считается норма рабочего времени за год. В 2020 это 1979 часов. При использовании показателя годового рабочего времени для вычисления средней месячной нормы получим:

1 979 часов : 12 = 164,92 часа, т. е. показатель месячной нормы в июне (как и в любом другом месяце) составит 164,92.

Суммированный учет рабочего времени примеры расчета зарплаты от часовой ставки, рассчитанной при (1) норме месячного рабочего времени и (2) средней по году месячной норме приведены ниже.

Оклад составляет 40 000 рублей в месяц. Режим труда сменный с суммированным учетом рабочего времени, период учета 2 месяца. Норма рабочего времени за учетный период (май и июнь 2020) составляет 302 часа: май — 135 часов, июнь — 167. В мае года отработано 129 часов, в июне — 172. Рассчитываем зарплату.

  1. При использовании нормы месячного рабочего времени:

Май 2020 — 40 000 : 135 × 129 = 38 222,22 руб.

Июнь 2020 — 40 000 : 167 × 173 = 41 437,13 руб.

  1. При использовании нормы годового рабочего времени:

Май 2020 — 40 000 : (1 979 / 12) × 129 = 31 288,53 руб.

Июнь 2020 — 40 000 : (1 979 / 12) × 173= 41 960,59 руб.

Регламент расчета часовой ставки для целей начисления оплаты труда определяется нанимателем и должен быть зафиксирован в локальном НПА. Это является обязательным, т. к. разные методы расчета дают разный результат суммы дохода работника в конкретный месяц.

Представляется целесообразным устанавливать часовую ставку, рассчитанную исходя из месячной нормы при учетном периоде, отличном от 1 месяца, но меньше 1 года, а для годового учетного периода — часовую ставку, рассчитанную исходя из нормы рабочего времени за год.

Что касается оплаты сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени, то такой механизм законодательством РФ не определен. Эксперты К+ привели мнение Минздравсоцразвития России, а также Верховного Суда РФ. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к разъяснениям.

Нюансы суммированного учета: вопрос — ответ

Выше мы рассмотрели общие правила ведения суммированного учета рабочего времени и его оплаты. А теперь кратко ответим на вопросы, которые чаще всего возникают при использовании СУ на практике.

Как оплачивать ночные часы, если они приходятся на смену?

Ночные часы (а это, напомним, время с 22.00 до 6.00) нужно учитывать отдельно и оплачивать дополнительно — по правилам, установленным для оплаты работы ночью. Как именно, рассказывает эта статья.

А если смены выпадают на выходные или праздники?

Выходные у работающих по сменам свои. Поэтому общие правила о повышенной оплате работы в выходной здесь не применяются. А вот с попаданием на смену праздников есть нюансы. О них читайте в этой статье.

Как быть, если по итогам учетного периода получилась переработка?

Переработка по итогам учетного периода — это сверхурочные. Для них в ТК РФ тоже есть свои правила, которые распространяются и на работников-сменников. Об этих правилах читайте здесь.

Что делать, если работник отработал учетный период неполностью?

Если работник неполностью отработал учетный период (например, болел, был в отпуске, уволился), для него рассчитывают сокращенный норматив. Для этого отнимают от общей нормы пропущенное время. Если этот усеченный норматив по итогам периода превышен, оплачивают сверхурочные, если наоборот, времени отработано меньше, оплачивают работу по факту. Отрабатывать пропущенные по уважительным причинам часы/дни сотрудник не обязан.

Итоги

Суммированный учет рабочего времени используется при сменном, вахтовом графике, а также в режиме гибкого рабочего времени. Система расчета заработной платы зависит от протяженности учетного периода и может базироваться на месячном должностном окладе либо на часовой тарифной ставке.

Как работает шагомер?

Шагомер – это устройство для измерения количества шагов (пройденного расстояния) конкретного пользователя. Работа шагомера основана на принципе действия датчика-акселерометра, реагирующего на изменение скорости передвижения (подсчет совершается, когда стопа касается поверхности). Существует несколько видов приборов, имеющих свои плюсы, минусы, особенности и механизмы действия. Рассмотрим, как и на каком принципе работает шагомер, из каких основных частей состоят те или иные модификации и сколько они стоят на данный момент.

Читайте так же:
Счетчик пузырьков для co2 своими руками

Шагомер на руке

Как работает шагомер

Работа любого шагомера основана на срабатывании специального датчика (акселерометра или маятника) на фазу торможения тела человека во время его ходьбы. Каждое такое воздействие передается прибором на устройство считывания, фиксируется и выдает показания на табло, дисплей или циферблат в зависимости от его типа. Таким способом отмечается общее количество сделанных шагов. Исходя из этого и зная время, можно вычислить как вручную, так и автоматически, пройденную дистанцию и скорость.

Данные о пройденном пути и скорости передвижения нужны всем, кто:

  • Ведет здоровый образ жизни и постоянно контролирует нагрузки, в частности дистанцию бега и ходьбы.
  • Занимается профессиональным спортом и регулирует уровень тренированности, в том числе пройденной дистанции.
  • Стремится похудеть и считает калории от затрат на ходьбу и бег.
  • Ходит в походы и отмечает пройденное расстояние, чтобы не превысить дневную норму и не истощить силы организма.

Прибор применяется и в любом другом случае, когда требуется точно знать пройденный путь или количество сделанных шагов.

Виды шагомеров

Схема функционирования измерителя шагов зависит от вида устройства. Они бывают трех видов:

  • Механические.
  • Электронные.
  • Гибридные (электромеханические).

Механический шагомер

Счетчик шага с механической основой достаточно прост в устройстве и существует уже много десятилетий. Его принцип действия основан на работе качающегося маятника – груза на пружинке, соединенного с шестеренкой. При каждом шаге его носителя груз движется и прокручивает шестеренку ровно на один зуб. Соединенная с циферблатом система приводит в движение и стрелки прибора, отмечая пройденный путь или количество шагов.

Измерители такого типа морально устарели, их практически повсеместно вытеснили более совершенные электронные аналоги.

Электронный шагомер

Наиболее точные на сегодня измерительные приборы – это электронные или цифровые. Они способны не только измерять расстояние/количество сделанных шагов сами по себе, но и сверять показания со спутниковой навигацией. В последнем случае пройденный путь будет максимально точен до одного метра. Устройство также до деталей определяет скорость перемещения и показывает траекторию движения.

Цифровой шагоизмеритель нередко оснащается программой, способной вычислять количество сожженных калорий, а также задает индивидуальный нагрузочный план.

Электронный измеритель количества шагов

Электронно-механический шагомер

Принцип действия этого типа измерителя количества пройденных шагов заключается в переводе механического колебания датчика в электрический импульс с последующим выводом информации на дисплей.

Устройство шагомера

Механический шагомер состоит из двух основных частей – детектора шагов и прибора, фиксирующего их количество, иначе счетчика. Механический датчик – это по сути грузик, колеблющийся при выполнении шага относительно оси равновесия. Каждое колебание переводит ось счетчика ровно на одно деление – засчитывается один шаг.

В электронном датчике фиксатором колебаний служит пьезопластинка. При воздействии на кристалл такого материала, возникает электрический импульс. Переходя через сеть последовательно соединенных микросхем, он превращается в информацию на дисплее.

Какие модели шагомеров бывают

Современные модели шагомера разделяются на портативные и устанавливаемые. Первые представляют собой самостоятельное устройство в виде пейджера, цепляемого на одежду, или браслета, шагомера, надеваемого на руку.

Портативные шагомеры

Портативные модели разделяются на несколько подвидов:

  1. Простейшие однокнопочные. Устройства имеют только одну функцию – подсчет количества шагов. Стоимость таких моделей минимальна.
  2. С дополнительными функциями. Прибор не только считает количество пройденных шагов, но также определяет протяженность пройденного пути и подсчитывает затраченные калории. Корпус шагомера оснащен тремя кнопками и дисплеем.
  3. Шагомер-браслет. Это более функциональные модели. Помимо счетчика шагов в их функционал входит подсчет дистанции и калорий. Отдельные экземпляры могут оснащаться приложениями для синхронизации со смартфоном. В таком случае, устройство может быть соединено со специальным приложением, рассчитывающим нагрузки, продолжительность тренировок, создающим график.

Плюсы портативных моделей:

  • Низкая цена.
  • Удобство и простота в использовании.
  • Малые габариты и вес.
  • Наличие нескольких полезных функций, таких как, к примеру, счетчик калорий.
  • Отсутствие программ.
  • Невозможность отслеживания результатов, создания графика.
  • Небольшой срок службы.

Программные шагомеры

Устанавливаемые измерители шага представляют собой ПО для операционных систем типа Android. Такие многофункциональные шагомеры включают много полезных опций. Среди них:

  • Подсчет калорий.
  • Определение активного времени бега или ходьбы.
  • Пройденное расстояние.
  • Сбор и анализ информации для построения графика успехов и активности.
  • Возможность записи полезной информации (вес, время тренировки и проч.).
  • Календарь, архив данных, дневник, напоминания, задание целей и задач.
  • Корректировка маршрута по спутниковой навигации.
  • Интерактивная поддержка и связь с другими людьми.
  • Отслеживание метеоусловий.

Это далеко не полный перечень свойств и преимуществ установочных моделей. Главное их преимущество состоит в том, что они могут устанавливаться на собственный телефон/смартфон пользователя (при условии программной поддержки) и дают большое количество полезных опций. Недостаток косвенный и он заключается в необходимости брать с собой на тренировку телефон и надежно закреплять его на теле, и, конечно, подходит такой шагомер только тем, у кого есть смартфон или телефон с возможностью установки на него такого ПО.

Шагомер на смартфоне

Средние цены на шагомеры

Разброс цен на рынке спорттоваров на шагомеры сегодня как никогда большой. Все зависит от того, кто является его производителем, какими функциями он оснащен или с какими другими устройствами объединен. Самые простые шагомеры китайских производителей стоят около одного доллара США, если покупать их, к примеру, на АлиЭкспресс. В специализированных магазинах фирменные браслеты-шагомеры известных брендов могут стоить порядка 100-200 $.

В среднем ценовом сегменте можно подобрать достойные модели. Их стоимость колеблется в районе 300-2000 руб. Простейшие цифровые устройства с одной функцией стоят прядка 350-500 руб. В варианте фитнес-браслета цена достигает 800-1100 руб. за экземпляр. Более функциональные модели с несколькими функциями стоят от 1500 руб.

Какому конкретному устройству отдавать предпочтение, зависит от самого пользователя. Нужно ответить на вопросы – для каких целей он нужен, какими функциями в ходе его эксплуатации придется пользоваться и как удобнее его крепить на тело во время тренировки или в повседневности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector