Разоблачаем миф о перенаселённости Земли
Разоблачаем миф о перенаселённости Земли
По данным ООН, в мире голодают 795 миллионов человек.
25 лет назад число голодающих составляло миллиард. С одной стороны, вроде бы налицо сокращение страдающих от недоедания, с другой стороны, есть вопросы к методологии подсчета. А если принять во внимание, что за тот же срок население планеты выросло на 1,9 миллиардов – то как относиться к апокалиптическим сценариям, предусматривающим невозможность обеспечить все увеличивающееся население Земли полноценным питанием уже в самое ближайшее время?
Меня давно интересовал вопрос пресловутой перенаселённости Земли и связанных с этим трудностей с обеспечением людей продовольствием, когда целые регионы планеты периодически буквально вымирают от голода. Рассуждая на эту тему, я пришёл к выводу, что это такая же высосанная из пальца проблема, как глобальное потепление, разрушение озонового слоя и прочие страшилки, за которыми маячат зловещие тени выгодоприобретателей.
Чтобы хоть немного оценить масштаб проблемы (в том числе и масштаб в буквальном смысле), необходимы всего лишь калькулятор, карта Земли (хоть бумажная, хоть компьютерная) или глобус, а также немного здравого смысла.
Итак, в настоящее время на планете проживает 7,5 миллиардов человек — это много или мало? А 10 миллиардов? И какое в принципе население может прокормить Земля?
Вопросы эти не новые, тем не менее, мне захотелось самому, невзирая на авторитеты, разобраться и получить свой собственный результат.
Берем карту планеты обычного комнатного формата или, например, открываем Гугл Планета Земля, где в «инструментах» есть удобная линейка. Для начала условно выделяем каждому человеку 1 м², и на этой, достаточно свободной квадратуре для одного стоящего, расставляем всех жителей Земли на площади 10 тыс. км² (квадрат со стороной 100 км или 10 млрд. м²). Поместятся аккурат те самые перспективные 10 млрд. человек, ожидаемые к середине 21-го века.
Как будет выглядеть означенная площадь на карте-глобусе? Элементарно: в виде небольшого прямоугольника на бесконечно громадном незаселенном пространстве. Прямоугольника, размером не намного больше крупного среднего мегаполиса, и намного меньше самого крупного китайского города Чунцин, занимающего площадь 82,3 тыс. км². Собственно, еще в 1968 г. о том же самом писал английский фантаст Джон Браннер в романе «Стоя на Занзибаре» — в его перенаселенном мире первой половины 21 века все население Земли могло уместиться локоть к локтю на одном достаточно небольшом острове Занзибар.
Согласен: 1 м² на человека — ни о чём. Тогда выделяем каждому по 20 м², вполне пригодных для более менее комфортного проживания, и поселяем всех, например, в плотно стоящих жилых домах, этажность которых составляет, например, 10 этажей. Получаем: 10 тыс. км² х 20 (м²) / 10 (эт.) = 20 тыс. км², т.е. площадь на карте увеличится всего в 2 раза (прямоугольник 100 на 200 км), оставаясь в разы меньше площади г. Чунцин.
А теперь уговорите меня, раз уж я начал применять некие параметры комфортного проживания, раздвинуть условные 10-этажки, расположить некое подобие дворов, автостоянок, дорог, тротуаров и кучу административно-бытовых учреждений, необходимых для жизнедеятельности мегаполиса, вплоть до очистных сооружений. По моим прикидкам, площадь придётся увеличить примерно в 10 раз – это минимум, без излишеств и разных там площадей и пустырей. Результат: 200 тыс. км² — прямоугольник 200 на 1000 км, что превращает наш условный город уже в некое подобие супермегаполиса, однако превышающего по площади, с учётом относительной низкоэтажности, самый крупный город Земли всего в 2,5 раза. То есть, даже в 2050 году всё население планеты можно разместить в одном, только очень большом, городе!
Не уверен, насколько комфортен итоговый показатель в 20 м² общегородской площади на одного человека, однако он вполне коррелирует, например, с княжеством Монако, где на одного человека приходится всего 50 м², или с таким островом-мегаполисом, как Сингапур, где на одного человека приходится 125 м² с парками, площадями, скверами, офисными зданиями и даже зоопарком, а также прочими гигантскими магазинами «ненужных вещей». Так что, мой расчёт, основанный на минимально необходимых потребностях для полноценной жизни в городе, не так уж и оторван от реальности.
Наконец, приближаемся к итогу рассуждений.
— площадь всей суши Земли составляет без малого 150 млн. км², из которых около 70%, то есть порядка 100 млн. км² являются пригодными для земледелия и получения других видов продуктов;
— всех жителей Земли (с запасом) можно комфортно (без излишеств) расположить на площади 200 тыс. км²;
— все земляне способны поместиться на площади порядка 0,2% части от всей пригодной для жизни поверхности суши, что находится на уровне статистической погрешности, а на само деле — за её гранью. Даже если увеличить этот показатель в 10 раз – до 2 млн. км² с уже вполне достойными 200 м² общегородской площади на 1 человека, то и в этом случае площадь супергорода будет составлять только 2% всей суши, т.е. чуть выше уровня статпогрешности. В дальнейшем, если угодно, я буду использовать как раз этот показатель.
Далее легко убеждаемся в способности матушки-земли прокормить и 50, и 100 млрд. человек, для чего возьмём, например, умозрительный показатель о том, что для полноценного «прокорма» (овощи, фрукты, рыба, птица и скотина) одному человеку надо порядка 10 соток пригодной для обычной (не супергипертехнологичной) жизни земли. При этом опускаем естественный вопрос специализации хозяйств и возможного обмена между ними продуктами, так как не на каждых 10 сотках можно одновременно развести рыбу, скотину и разбить огород с садом. Точно так же, как опускаем вполне возможные попытки объединения участков в более крупные хозяйства, например, для посева зерновых, которые бессмысленно выращивать на 10 сотках. Но самое главное: рассматриваем лишь один параметр — возможность человеку не только не голодать, но совсем наоборот — питаться разнообразной и экологически чистой пищей, без применения высокотехнологичных способов — от крупной техники до химических удобрений, и уж, тем более, ГМО. Просто берём и делаем среднюю температуру по больнице: 10 соток и всё, причём не пытаемся опираться на научные расчеты (в интернете куча всяких попыток расчёта, расходящихся на порядки), а поверим мне на слово и моему опыту: в не самой благоприятной для земледелия и скотоводства местности, такой как Подмосковье, 10 соток на человека однозначно образуют излишки, пригодные для обмена.
Итак, в 1 км² — 10 тыс. соток, следовательно, 1 км² способен прокормить 1000 человек, из чего следует, что для прокорма 10 млрд. человек необходима площадь 10 млн. км². Суммируем с результатом 2 млн. км² (из расчёта 200 м² общегородской площади на 1 человека) и получаем 12 млн. км², то есть 12% от всей пригодной для проживания и использования площади Земли. Далее можем совершенно спокойно, в рамках разумного (без ущерба качеству и экологичности), заняться повышением эффективности сельского хозяйства и животноводства, сократив норму соток на 1 человека, например, в два раза, что совершенно корректно, и получим к 2050 году результат в 7% от всей пригодной для проживания земли, занятой для поддержания жизнедеятельности 10 млрд. чел.
А если кто-то хочет упрекнуть меня в отсутствии в расчётах заводов, пароходов, электростанций и прочих свечных фабрик и фабричек, также требующих места для своего размещения, то готов пойти на уступки и выделить для этого процента 3%, внимание! — от пахотной земли, хотя понимаю, что в этом нет никакой необходимости, с лихвой хватило бы и 1%, причём не обязательно на с/х угодьях. Тем не менее, иду на уступки из склонности к консервативным расчётам и детской любви к целым и особенно круглым цифрам, чтобы получить, например, заветные 10% для 10 млрд. чел. от всей пригодной для жизни земли.
Таким образом, получаем окончательный результат: ресурсов всей планеты вполне хватает для поддержания рачительной жизнедеятельности 100 млрд. человек и без необходимости нанесения необратимого ущерба экологии Земли. При этом останутся нетронутыми не только существующие лесные массивы, но также и обширные заповедники со всеми их обитателями без всякой необходимости изображать из себя царя природы с тотальным уничтожением природы, как это давно и успешно сделано в Европе(http://alex-o-mire.blogspot.ru/2016/05/blog-post.html).
Впрочем, никаких 100 млрд. царей в ближайшей перспективе Земле не грозит: по расчётам специалистов, с учётом природной демографической корреляции к 2100-му году на Земле будет проживать не более 13,3 млрд., а по наиболее вероятному прогнозу – всего 11,2 млрд. человек.
Вот, собственно, и всё, далее делайте выводы сами, насколько состоятельны различные экзотические теории об оптимальном количестве населения Земли и необходимости его принудительного регулирования. И не забудьте главное: предполагается, что под означенное регулирование обычно не подпадают авторы теорий и её сторонники, а подпадаем мы с вами: простые читатели теорий и их противники. Особенно, почему-то, если мы русские, к тому же не самые многочисленные, и не самые быстроразмножающиеся, но обладающие самыми обширными территориями на планете, доставшимися нам неимоверными усилиями предков.
И если где-то далеко люди массово умирают от голода, то вопрос не в перенаселённости, а в чудовищной парадигме, позволяющей утилизировать миллионы тонн продовольствия, ибо это много выгодней, нежели накормить голодающих.
Проект Русская Idea осуществляется на общественных началах и нуждается в финансовой поддержке своих читателей. Вы можете помочь проекту следующим образом:
Счетчик численности населения нашей планеты
Cтраны, города, статистика населения…
Население мира. Население континентов Земли
Численность населения мира составляет более 7 миллиардов человек. По данным Бюро переписи населения США население Земли превысило 7 миллиардов 12 марта 2012 года. В соответствии с данными ООН население Земли достигло 7 миллиардов 31 октября 2011 года. В июне 2013 года ООН оценивала численность населения мира примерно в 7,2 млрд человек. Население мира — общее число людей, живущих на Земле. Выборочный перевод [1] (статья Википедии, внутренние ссылки опущены). Население Земли непрерывно растет с конца Великого голода 1315—1317 годов и Черной Смерти (эпидемии чумы) в 1350-х годах, когда население составляло около 370 млн. человек. Наиболее высокие темпы роста населения (выше 1,8% в год) — были замечены кратковременно в 1950-х, и в более продолжительный период, в течение 1960-х и 1970-х. Темпы роста достигли максимума в 2,2% в 1963 году, затем снизились до уровня ниже 1,1% к 2012 году. Всего ежегодных рождений было максимально в конце 1980 года около 138 000 000, и в настоящее время, в основном, остается на постоянном уровне, на 2011 в количестве 134 000 000, тогда как смертность составила 56 000 000 в год, и, как ожидается, возрастет до 80 миллионов в год к 2040 году.
Текущие прогнозы ООН показывают дальнейшее увеличение численности населения в ближайшем будущем (при неуклонном снижение темпов роста населения), население планеты составит от 8,3 до 10,9 млрд. к 2050 году. Некоторые аналитики ставят под сомнение устойчивость дальнейшего роста населения мира, отметив растущее давление на окружающую среду, глобальные запасы продовольствия и энергоресурсов.
Население Земли по регионам
Шесть из семи континентов Земли постоянно заселены в большом количестве. Азия является самым населенным континентом, с 4,2 млрд. жителей — более 60% мирового населения. Население двух самых населенных стран мира — Китая и Индии вместе составляет около 37% населения мира. Африка является вторым по числу жителей континентом, с численностью около 1 млрд. человек, или 15% населения мира. Европа с населением 733 000 000 человек составляет 11% населения мира, в то время как в странах Латинской Америки и Карибского региона проживает около 600 000 000 (9%). В Северной Америке, главным образом в Соединенных Штатах и Канаде проживает около 352 000 000 ( 5%), и Океания — наименее населенный регион, имеет около 35 млн жителей (0,5%).
Континент | Плотность (чел / км 2 ) | Население 2011 | Самая населенная страна | Самый населенный город |
Азия | 86,7 | 4 140 336 501 | Китай (1341 403 687) | Токио (35 676 000) |
Африка | 32,7 | 994 527 534 | Нигерия (152 217 341) | Каир (19 439 541) |
Европа | 70 | 738 523 843 | Россия (143 300 000) (около 110 миллионов в Европе ) | Москва (14 837 510) |
Северная Америка | 22,9 | 528 720 588 | США (313 485 438) | Мехико / Метрополия (8 851 080/21 163 226) |
Южная Америка | 21,4 | 385 742 554 | Бразилия (190 732 694) | Сан-Паулу (19 672 582) |
Океания | 4,25 | 36 102 071 | Австралия (22612355) | Сидней (4 575 532) |
Антарктида | 0,0003 (меняется) | 4 490 (меняется) | н/д | н/д |
Численность населения в странах мира в наше время
Во время европейской сельскохозяйственных и промышленных революций, продолжительность жизни детей резко возросла. С 1700 по 1900 год, население Европы увеличилось с 100 миллионов до 400 миллионов человек. В целом, на 1900 год в Европе проживало 36% населения мира.
Рост численности населения в странах Запада ускорился после введения обязательной вакцинации и улучшения в области медицины и санитарии. После качественного изменения условий жизни и повышения качества здравоохранения в течение 19-го века, население Великобритании стало удваиваться каждые пятьдесят лет. к 1801 году , население Англии выросло до 8,3 млн., а к 1901 году оно достигло 30,5 млн., население Соединенного Королевства достигло 60 миллионов в 2006 году. В США население увеличится с 5,3 млн. в 1800 году до 106 млн. в 1920 году, и превысит 307 млн. в 2010 году.
Первая половина 20-го века в России и Советском Союзе была отмечена чередой войн, голода и других бедствий, каждое из которых сопровождалась крупномасштабными потерями населения. Стивен Дж. Ли считает, что к концу второй мировой войны в 1945 году, население России было на 90 миллионов меньше, чем могло бы быть. В последние десятилетия население России значительно сократилось — с 148 миллионов в 1991 году до 143 млн в 2012 году, но по состоянию на 2013 год это снижение, по-видимому, остановилось.
Во многих страны в развивающемся мире наблюдался быстрый рост населения в течение последнего столетия. Население Китая выросло с примерно 430 млн. в 1850 году до 580 миллионов в 1953 году и в настоящее время составляет более 1,3 миллиарда. Населения Индийского субконтинента, которое составляло около 125 млн в 1750 году, достигло 389 000 000 в 1941 году. Сегодня в Индии и прилегающих странах проживает около 1,6 млрд. человек. Население Явы увеличилось с пяти миллионов в 1815 году до более чем 130 млн в начале 21 века. Население Мексики выросло с 13,6 млн. в 1900 году до 112 млн в 2010 году. В течение 1920-2000-х годов население Кении выросло с 2,9 млн. до 37 млн. человек.
Города («городские районы»), в которых проживал по крайней мере один миллион жителей на 2006 год. Только 3% населения мира жило в городах в 1800 году, эта доля возросла до 47% к 2000 году и составила 50,5% в 2010 году. К 2050 году доля может достигать 70%. Источник изображения [1], автор: Nicoguaro.
Миллиард жителей
По оценкам, численность мирового населения достигла одного миллиарда в первый раз в 1804 году. Это было за 123 года до того, как было достигнуто два миллиарда в 1927 году, но затем потребовалось только 33 года, чтобы достичь трех миллиардов в 1960 году. После этого население планеты достигло четырех миллиардов в 1974 году, пяти миллиардов в 1987 году, шести миллиардов в 1999 году и, в соответствии с оценками Бюро переписи населения США, семи миллиардов в марте 2012. Организация Объединенных Наций, однако, оценивает дату достижения семи миллиардов — октябрь 2011 года.
Согласно нынешним прогнозам, население планеты достигнет восьми миллиардов к 2030 году, и, скорее всего, составит около девяти миллиардов к 2050 году. Альтернативные сценарии на 2050 год дают диапазон от низкого уровня в 7,4 млрд. до максимума более чем 10,6 млрд.
10 самых населенных стран мира. См. на этой странице.
Плотность населения земли карта
Плотность населения Земли (человек на км 2 ). Карта мира на 1994 год. Красным и розовым цветом показаны регионы с высокой плотностью населения. Источник изображения [1], автор: U.S. departement of agriculture. Перевод. Источник: 1: Википедия.
Фото некоторых крупных городов мира
Токио — крупнейшая агломерация мира. Увеличить | Шанхай — крупнейшие город мира. Увеличить |
Нью-Йорк. Увеличить | Москва — крупнейший город России. Увеличить |
800px 728-90 —>
- Некоторые страницы
Краткие данные по населению
Россия 146 171 015 чел. 2021
Рожда=1 435 750 ОКР= 9.8 СКР =1.5
Смерт =2 124 479 ОКС=14.5 причины
Убыль =- 688 729 КЕП= -4.7
Миграц= 106 496 КМП = 0.7
Общий =-577 575
ОПЖ
2019 73.34 М=68,24 Ж=78,17 лет
2020 71.50 М=66,49 Ж=76,43
S =17 125 191 км²
Плотн . 8,57 чел/км²
Регионы России 2021
20 363 546 — Москва + Мос.обл.
_7 277 053 — СПБ + Лен.обл.
_5 683 947 — Краснодарский кр.
_4 290 067 — Свердловская обл.
Города России 2021
12 655 050 — г. Москва
_5 384 342 — г. Санкт-Петербург
_1 620 162 — г. Новосибирск
_1 495 066 — г. Екатеринбург
Топ 4 рост городов РФ за 2020
+13.55 % — г. Севастополь
+06.11 % — г. Грозный
+04.31 % — г. Мытищи
+03.77 % — г. Каспийск
Мир 2021
7.849 млрд: Китай: 1 406 млн, Индия: 1 373 млн, США: 331 млн, Индонезия: 269 млн.
Города мира:
37.4 млн — Токио, Япония
28.5 млн — Дели, Индия
25.5 млн — Шанхай, Китай
21.6 млн — Сан-Паулу, Бразилия
743 млн. Россия 146.7 млн, Германия 82.8, Турция 80.8, Франция 67.3, Великобритания 66, Италия 60.5
Рейтинг стран мира по численности населения
Численность населения — это выраженная в числах абсолютная величина, которая характеризует общую численность населения стран мира в определённый период времени. Один из основных демографических показателей.
Показатели численности населения стран мира рассчитываются Отделом народонаселения Департамента Организации Объединённых Наций по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН) на основе статистических и оценочных данных, получаемых от национальных институтов и международных организаций, которые аккумулируются Фондом Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА). Отдел народонаселения ДЭСВ ООН оценивает исторические демографические тенденции за период с 1950 года по настоящее время, а также выпускает демографические прогнозы до 2100 года. Указанные оценки основаны на всех доступных источниках данных о численности населения стран мира и непосредственно связанных с этим показателем основных демографических компонентах (уровни рождаемости, смертности, международной миграции). Национальные источники данных включают информацию из переписей населения и жилищного фонда в странах и регионах за последнее десятилетие, сведения о регистрации рождений и смертей, демографических и медицинских обследованиях населения, миграционные регистры и другие административные источники статистики. В дополнение к национальным источникам данных учитываются международные оценки из следующих источников: оценки потоков международной миграции и численности лиц иностранного происхождения из Глобальной базы данных по миграции ДЭСВ ООН, статистические данные о беженцах и перемещённых лицах Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), оценочные временные ряды младенческой и детской смертности, полученные от межведомственного агентства Организации Объединённых Наций по оценке детской смертности (МГДС ООН), различные серии международных оценок, подготовленных международными и региональными организациями и академическими исследовательскими институтами. Данные о населении из всех источников оцениваются на предмет полноты, точности и последовательности и при необходимости корректируются.
Общая численность населения планеты постоянно увеличивается, хотя в разных странах её динамика существенно различается (см. Рейтинг стран мира по темпу роста населения). Согласно оценкам ЮНФПА, совокупное население планеты превысило следующую численность:
- 1 миллиард — в 1820 году.
- 2 миллиарда — в 1927 году.
- 3 миллиарда — в 1960 году.
- 4 миллиарда — в 1974 году.
- 5 миллиардов — в июле 1987 года.
- 6 миллиардов — в октябре 1999 года.
- 7 миллиардов — в октябре 2011 года.
В соответствии с текущим прогнозом, если современная динамика роста численности и убыли населения мира не претерпит значительных изменений, то рубеж в 8 миллиардов человек будет преодолён примерно в 2024 году, а к 2050 году достигнет 9,7 миллиардов. Ожидается, что половина глобального прироста населения в период до 2050 года будет приходиться лишь на девять стран: Индию, Нигерию, Пакистан, Демократическую Республику Конго, Эфиопию, Танзанию, Индонезию, Египет и Соединённые Штаты Америки (в порядке убывания численности). При этом численность населения стран Африки, скорее всего, удвоится, в то время как численность населения Европы, скорее всего, заметно сократится.
Данные о численности населения в странах мира ежегодно публикуются в специальном отчёте Организации Объединённых Наций «Оценка тенденций развития мирового населения» (World Population Prospects) и используются в международных демографических исследованиях. Показатели численности населения обновляются ежегодно, однако отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на один-два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.
Результаты исследования
В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по показателю численности населения. Текущие данные опубликованы в августе 2020 года (следующая редакция ожидается в марте 2022 года).
Интересные факты о населении планеты, о которых вы могли не знать
В какой стране больше всего наций, а в какой – меньше жителей?
Ежегодно 11 июля отмечается Всемирный день народонаселения Организации Объединенных Наций, который призван привлечь внимание к вопросам населения, программам общего развития и поиску решения общих проблем.
Мы в 1Gai.ru предлагаем рассмотреть несколько интересных фактов о нашей планете и, конечно, о нас самих.
Так сколько всего людей в мире?
Вы спрашивали – мы отвечаем: по данным Бюро переписи населения США, вы – один из примерно 7,7 миллиарда человек, которые живут на Земле. Только представьте: каких-то 2000 лет назад население составляло всего 170 миллионов. Фактически, по оценкам Организации Объединенных Наций, количество людей на планете растет со скоростью 250 человек в минуту и, по прогнозам, к 2100 году приблизится к 11 миллиардам.
И хотя тенденция кажется позитивной, со стремительно растущим населением возникают проблемы, в том числе с более высокими потребностями в ресурсах: еде, воде и земле. Растет и количество вредных отходов и выбросов. Чтобы решить эти проблемы, ООН провозгласила Всемирный день народонаселения. Это произошло в 1989 году, и с тех пор ежегодно отмечается 11 июля.
А теперь – к остальным фактам.
В какой стране больше всего жителей, а в какой – меньше?
По данным Pew Research Center, в 6 странах – США, Бразилии, Пакистане, Индии, Китае и Индонезии – проживает почти половина населения мира. Китай и Индия возглавляют список стран с самым большим населением в мире (США занимают третье место). В Китае проживают около 1,4 миллиарда человек, а в Индии – примерно 1,3.
Звание самой малочисленной страны носит Ватикан со своим скромным населением в 801 человек.
Население какой страны самое старое, а какой – самое молодое?
Когда дело доходит до определения количества людей в мире, нужно учитывать средний возраст: эти данные многое говорят о будущей картине населения мира. Так, например, у Монако – одно из самых старых населений в мире: средний возраст жителей составляет 55,4 года.
Хотя страной с наибольшей долей населения старше 65 лет является Япония, где 28% процентов граждан – пенсионеры. Страна с самым молодым населением в мире – Нигер: около 50% жителей составляют молодые люди в возрасте 14 лет и младше.
Какая страна самая многонациональная?
Многие страны мира объединяют под своим «крылом» представителей нескольких наций. Лидирует Индия – только в Конституции насчитывается 21 официальный язык, а на территории проживает не менее 200 народов. Не отстает и Россия: у нас – больше 190 этносов и свыше 100 языков и диалектов.
В какой стране самая высокая плотность населения? А в какой – самая низкая?
Плотность населения мира (за исключением Антарктиды) в среднем составляет около 55 человек на квадратный километр. Самой высокой плотностью может похвастаться китайский район Макао с колоссальной численностью населения в 20 тысяч человек на квадратный километр.
А самой низкой – Монголия, при этом будучи 18-й по величине страной в мире. Из-за сурового климата и традиционного кочевого образа жизни граждан на каждый квадратный километр государства приходится всего 1,8 монгола.
Сколько всего людей когда-либо жили на Земле?
Ответ на этот вопрос кардинально менялся на протяжении веков, и особенно на протяжении тысячелетий. По состоянию на 2020 год, количество всех когда-либо живущих людей составляло более 108 миллиардов (данные за примерно 50 тысяч лет). Это значит, что в настоящий момент по поверхности нашей планеты ходят 7% от количества всех когда-либо живущих на Земле людей.
Как пандемия COVID-19 сказалась на численности населения?
Общее количество людей в мире, вероятно, немного изменится из-за последствий пандемии коронавируса. Уже сейчас можно отметить замедление роста в большей части планеты, особенно в более богатых странах. В Atlantic определили три основных фактора, которые влияют на численность населения в экономически развитых странах: рождаемость, смерть и миграцию.
Из-за пандемии все больше людей откладывают запланированную беременность, а закрытие границ и ограничения значительно сократили иммиграцию – для всех, кроме богатых. Несмотря на то что снижение повседневной активности могло снизить количество летальных исходов в результате несчастных случаев, увеличение числа погибших от коронавируса, вероятно, сведет эффект на нет.
Демографические данные могут несколько измениться и потому, что смертность от COVID-19 непропорционально сказывается на цветных сообществах и пожилых людях. Исследовательский центр Pew Research Center обнаружил, что количество смертей от COVID-19 было самым высоким в странах с более старшим населением – например, в Италии и США.
По предварительным данным Росстата, на фоне пандемии численность населения России по итогам 2020 года сократилась больше чем на 500 тысяч человек – это стало рекордным падением с 2005 года. Такая тенденция, вероятно, повторится и в других странах, но вряд ли будет долгосрочной.
В странах, где показатель снижался и без пандемии, прирост населения может замедлиться на более долгий период. Но в государствах, где коэффициент демографической нагрузки стабилен или постепенно увеличивается, снижение из-за коронавируса, скорее всего, будет временным.
Будет ли население мира продолжать расти?
Хотя только за XX век население увеличилось примерно на 5,5 миллиарда (и с тех пор все растет, увеличившись почти на 2 миллиарда за последние 20 лет), такой бум может вот-вот закончиться. Исследователи Брукингского института прогнозируют, что общее количество людей, которое сейчас составляет 7,7 миллиарда человек, лишь незначительно увеличится в течение следующих нескольких десятков лет и достигнет пика к 2070 году – особенно если больше женщин во всем мире получат среднее образование.
Более высокий уровень образования женщин связан с более низким уровнем фертильности, поскольку образование помогает женщинам избегать браков на фоне появления детей, ранней беременности и проводить грамотное планирование семьи.
Уменьшение количества людей в мире (а следовательно, уменьшение количества необходимых ресурсов и выбросов парниковых газов) может оказать заметное влияние на борьбу с изменением климата. Тем не менее современные мегаполисы уже вряд ли когда-нибудь будут похожими на то, как когда-то выглядели одни из самых густонаселенных городов мира.
Конспект урока по географии для 5 класса на тему «Численность населения Земли».
Формировать географические знания и географическое мышление:
— сформировать у обучающихся общее представление о населении Земли, о «Колыбели человечества» — родине людей и их расселении, расах, странах мира.
– расширять знания обучающихся о нашей планете, ее особенностях на примере жизни, развития и расселения человека;
– повышать навыки работы с учебником, его приложениями, настенными картами и атласом, дополнительными источниками географической информации, электронным ресурсами;
– обучать виденью естественнонаучной картины мира;
– воспитывать культуру и навыки общения в парной и групповой работе.
Планируемые результаты:
— личностные: восприятие ценности географических знаний, как важной части научной картины мира; развитие экологической составляющей в культуре личности;
— метапредметные: навык планирования и организации деятельности обучающегося на уроке, умение определять тему и цель урока, навыки самостоятельного анализа, суждения, поиска и выбора информации, творческая работа и работа с фактами.
— предметные: знания о родине человека, его расселении, о населении, о расах и их отличительных признаках, умение работать с картами и показывать основные места проживания рас.
Универсальные учебные действия:
— личностные: важность изучения окружающего мира через осознание целостности картины мира;
— регулятивные: формировать навыки самостоятельной деятельности через активизацию мышления работы над проблемным вопросом, организовывать учебную деятельность под руководством учителя, выстраивать ее в соответствии с учебными задачами, продолжать развивать навыки работы с различной информацией, в том числе в графической форме, ее обработкой и структурой, продолжать работу над формированием навыков самооценки и взаимооценки;
— познавательные: умение воспринимать, формулировать учебные проблемы и задачи, гуманистическое понимание особенностей населения Земли и рас, развитие устной и письменной речи посредством беседы с учителем, развитие навыков добывания и обработки новых знаний из различных источников, виденье причинно-следственных связей;
— коммуникативные: развитие навыков коммуникативного общения при работе с учителем, в парах, в группе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, интернет, ЭОР, гид-лист с заданиями и копилкой баллов, карты: Политическая карта мира и Физическая карта мира.
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку: наличие учебника, атласа, рабочей тетради.
2. Определение темы урока с наводящим вопросом учителя. Постановка цели урока в начале урока. Актуализация опорных знаний по теме: «Численность населения Земли»
Вступительное слово учителя:
Мы живем на замечательной планете – Земля. Это самая уникальная из всех планет Солнечной системы. Чем же она уникальна?
— Наличие жизни.
Какие живые организмы мы уже рассматривали на уроках? (растения и животные)
— Но кроме растений и животных на земле живем мы – люди. Люди освоили все материки, живут в самых разных уголках планеты.
Посмотрите на эту картинку, это подсказка для определения темы нашего урока.
? Итак, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока (версии учащихся сводятся к объявлению темы ) .
Тема нашего урока “Численность население Земли”.
1. В лист «Гид по уроку» (приложение 1) записываем И.Ф. и тему урока.
2. Определим цель нашего урока (дети самостоятельно стараются сформулировать цель):
узнать о численности и разнообразии народов нашей планеты, их внешнего вида; выяснить причины этого разнообразия.
Беседа с демонстрацией слайдов презентации.
Но сначала, давайте вспомним, из курса истории как на Земле появился человек, где появились первые люди?
— Версий появления человека много. Одна из них: отделение ветви человеческих предков от обезьян произошло от 3 до 5 миллионов лет назад. Около 30-40 тысяч лет назад возник современный биологический вид – человек разумный .
Но большинство ученых думают, что древняя родина человека – Южная и Восточная Африка. Именно отсюда наши далекие предки расселились практически по всем материкам Земли.
Ребята, как вы думаете:
1. Почему первые люди могли появиться именно в Африке?
— Так как в Африке благоприятные климатические условия.
2. А какой материк не был заселен нашими предками и почему?
— Антарктида, т.к. это самый холодный материк на Земле.
3. Как же ученым удалось определить пути перемещения древних людей спустя огромный промежуток времени?
— Прежде всего, ученым помогали различные археологические находки.
— Ребята, так как же люди расселились по нашей планете в настоящее время?
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Сообщение ученика №1(из опережающего домашнего задания).
— На Земле почти повсюду, кроме Антарктиды живут люди. Заселены материки неодинаково. Большинство людей живет на материке Евразия, именно в Азии, чуть меньше в Европе. Меньше всего население Австралии.
— Все люди имеют одинаковое строение тела, одинаково работают их органы и весь организм. Но в зависимости от природных условий жизни у людей появились внешние отличия. Люди разных стран отличаются цветом кожи, волоса, формой глаз, носа, губ. Так возникли расы. (Дополнительные иллюстрации на доске)
Сообщение ученика №2 (из опережающего домашнего задания).
— Издавна люди жили группами на определенной территории, общались на одном языке, имели свои традиции. Так возникли разные народы. Со временем один или несколько народов создали государства. Сейчас в мире более 200 (двухсот) государств. Каждое имеет свои границы, название, столицу, государственный язык, историю, культуру.
— Символы государства – герб, флаг и гимн. В каждом государстве есть Конституция, которая определяет строй государства, структуру и основные права и обязанности граждан.
— Спасибо за ответы, молодцы.
Проанализируем график «Изменение численности населения на Земле».
— «В течении многих тысячелетий население Земли было небольшим и росло медленно. Около 15т лет до нашей эры на Земле проживало не более 3 млн. человек. Затем количество людей увеличилось до 230 млн. человек. В течение следующей тысячи лет численность населения увеличилась всего на 75 млн.
Рост населения тормозился тем, что много людей умирало от голода, эпидемий и войн. Резкое ускорение темпов роста населения началось с середины XVIII века, а с середины XX века население росло очень быстро.
Только с 1950 по 2000 годы оно увеличилось на 4 млрд. человек.
Согласно прогнозу ученых население Земли прекратит расти к XXII веку и составит примерно 10-12 млрд. человек. Это видно на графике роста численности населения Земли ».
В наше время – «век цифровых технологий», мы легко можем узнать количество людей, проживающих на Земле в данную минуту, в приложении «Счетчик населения Земли». Последние цифры постоянно меняются, так как люди постоянно рождаются и умирают.
В начале 2014 года на 47-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию в докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна было заявлено, что численность населения Земли достигла 7,2 млрд человек.
Учёные из ООН и Вашингтонского университета утверждают, что население Земли к 2100 году составит 11 миллиардов человек.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
— Ребята, в связи с бурным ростом численности населения Земли, мы с вами в конце урока ответим на ПРОБЛЕМНЫЙ и очень актуальный на сегодня, вопрос для всего человечества — «Грозит ли Земле перенаселение?»
Работа с таблицами (читаем и сопоставляем с картами).
Самые крупные в мире государства по площади.
Самое крупное в мире государство по численности населения — Китай , после 2025 года, возможно, его догонит Индия ; до 1991 года третьим по численности населения был Союз Советских Социалистических Республик , после его распада третьими стали США , которые после 2006 года имели население около 300 млн чел. (больше, чем страны СНГ вместе взятые); Индонезия , Бразилия занимают четвёртое и пятое место по численности населения; Пакистан , Бангладеш , Нигерия , Россия занимают шестое, седьмое, восьмое и девятое места, соответственно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! (работа в сети интернет он-лайн)
· Если динамика роста численности не претерпит разительных изменений, то рубеж в 8 миллиардов человек будет преодолён примерно в 2024 году Фонд проводит символические мероприятия, условно объявляя определённых детей пяти-, шести- или семимиллиардным жителем планеты.
По приблизительной оценке Петера Грюнвальда, специалиста по статистике нидерландского Центра математики и информатики, за всю историю человечества, которая началась 162 тысячи лет назад, на Земле было рождено более 107 миллиардов человек.
РАБОТА В ПАРАХ.
1. Откройте учебник на стр. 63. Выберете два современных крупнейших города Мира, запишите их.
2. Откройте стр.184-185(приложение карт) .
3. Определите географические координаты этих городов, запишите.
Это задание на скорость, у вас 3 минуты!
— А теперь, сверим полученные результаты.
— Заполняем копилку баллов (см. приложение 1, самооценивание). За каждый правильный ответ –вписать 1 балл.
2. Понятие, признаки рас.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Рассказ учителя с сопровождением презентации.
— После открытия европейцами новых земель стало очевидным, что люди неодинаковы по внешним признакам. У них разный цвет кожи и волос, форма черепа, глаза. Но у некоторых есть похожие внешние признаки.
Поэтому, образовались большие группы людей со сходными внешними признаками – расы (определение).
Выделяют три большие человеческие расы – европеоидная, экваториальная (негроидно-австралоидная) и монголоидная. Проследим размещение рас по материкам.
— Сейчас вам предстоит поработать в группах. Группа – это один ряд (5-7 чел.).
1. Ознакомиться с таблицей основных рас на стр. 61
2. Предложенные части лица распределить по трем основным расам и разложить их на парте.
3. Лидеру команды приклеить на лист отобранный материал –
1 команда — лицо представителя европеоидной расы ,
2 команда — лицо представителя монголоидной расы ,
3 команда — лицо представителя негроидной расы .
4. Сделать взаимопроверку, сопоставив полученные лица с лицами на картинке.
5. На выполнение задания у вас 5 минут.
— Заполняем копилку баллов (см. приложение 1, самооценивание). Команда, занявшая 1 место, вписывает 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл.
ФИЗ. МИНУТКА
1. Для глаз – путешествуем по карте «глазами» — С, Ю, В, З, ЮВ, СЗ, ЮЗ,СВ. Материки, океаны.
4. Вывод и ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока — «Грозит ли Земле перенаселение?».
Дети отвечают на поставленный вопрос.
— Мы меняем наш мир постоянно, формируем другую окружающую среду, при этом часто люди не задумываются о последствиях своих изменений, о негативных результатах. Чем больше растет население нашей планеты, тем больше ресурсов требуется для обеспечения жизни. Мы уже ощутили негативные последствия от изменения климата, нехватки воды и продуктов питания, их качества. Ученые прогнозируют, что очень скоро наступит момент, когда населению не хватит ресурсов Земли и уже к 2050 году (то есть, через 29 лет) нам понадобятся ресурсы как минимум еще такой же планеты как наша.
Надо бережно относиться к нашей планете и ее ресурсам. Нас много (более 7 млрд), но от каждого из нас зависит будущее человечества и нашей планеты.
5. Рефлексия деятельности
1) Итог урока – учащиеся устно фиксируют, что узнали нового и интересного на уроке.
2) Оценки за урок.
3) Эмоциональная рефлексия:
* Урок понравился, мне все понятно – ученик наклеивает на карту мира карточку с лицом улыбающегося представителя расы.
* Урок не понравился, мне понятно не все – ученик наклеивает на карту мира карточку с грустным лицом представителя расы.
6. Домашнее задание: изучить параграф 18.
1. На оценку «3» — ответить на вопросы 1-6 на стр.63.
2. На оценку «4» — ответить на вопросы 1-7 на стр.63.
3. На оценку «5» — ответить на вопросы 1-9 на стр. 63.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.