Berezka7km.ru

Березка 7км
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С 1 сентября счетчики учета

С 1 сентября счетчики учета

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Читайте так же:
Адаптер для связи счетчиков

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

Как оплачивается электроэнергия без счетчика? В каких случаях потребитель платить по среднему потреблению, а в каких — по нормативу? В каких случаях плата по нормативу выставляется с повышающим коэффициентом? И как, все-таки, выгоднее платить за свет — по счетчику или по нормативу? Посетители ЭнергоВОПРОС.ру нередко задают такого рода вопросы. Попробуем разобраться.

Как рассчитывается плата за электроэнергию в случае, если в квартире установлен и исправно работает счетчик электроэнергии, знают, наверное, все.

Есть счетчик. Есть его показания. Берете количество потраченных за месяц киловатт-часов, умножаете на действующий в вашем регионе тариф. Получаете сумму, которую нужно оплатить за потребление электроэнергии. Все просто!

Но как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика? Действующее законодательство сводит все многообразие жизненных ситуаций к следующим вариантам:

  • счетчик есть, но его показания не были вовремя (в соответствии с установленной процедурой) переданы
  • счетчик есть, но он оказался неисправным (сломался, истек срок поверки)
  • счетчик есть, но представителей исполнителя услуги энергоснабжения к нему не пускают
  • счетчик есть, но при проверке выяснилось, что он умышленно испорчен (либо электричество подключено мимо счетчика)
  • наконец, счетчика попросту нет. И такая ситуация отнюдь не редкость.

Как рассчитывается плата за услугу электроснабжение в каждом из этих случаев подробно прописано в Правилах оказания коммунальных услуг.

Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2011 г. N 354 «Опредоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, здесь.

Следуя Правилам, давайте разберем перечисленные выше варианты.

Начнем сначала. Для того, чтобы иметь возможность оплачивать электроэнергию, исходя из показаний счетчика, надо эти показания передать тому, кто поставляет вам электроэнергию.

Как передать показания счетчика? В какой срок? Кому? Эти вопросы вполне уместны и заслуживают отдельного разбора. Если вкратце, то показания передаются либо в энергосбытовую компанию (вашему поставщику электроэнергии), либо в управляющую компанию вашего дома, либо через городской (региональный) расчетный центр.

Есть так же еще несколько путей. Но здесь и сейчас важно отметить – если показания счетчика не переданы, то и оплачивать электроэнергию по ним не получится. Выглядит справедливо.

Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления.

«Среднемесячное» потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (или они были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течение последних шести месяцев.

Исключение, о котором говорится в Правилах, представляют случаи, когда расчеты по счетчику начались менее чем за шесть месяцев до того момента, как вы не передали его показания. Например, счетчик вам поставили в июне, а уже в октябре вы не передали показания. В таком случае берется за основу ваш средний месячный расход электроэнергии за период фактической работы счетчика. Но не менее 3 месяцев.

Вы не передали показания один месяц, второй, третий… Что дальше? Начиная с четвертого месяца, в течении которого вы не передаете показания счетчика вас переведут на оплату по нормативам. Как это выглядит – см. здесь.

Если вам интересует, как сказанное выше сформулировано в Правилах оказания коммунальных услуг, то вам нужно изучить п. 59 (б) этого документа.

Представим: вы каким-то образом обнаружили, что ваш счетчик неисправен. Был разбит в ходе ремонтных работ. Пострадал при пожаре. Просто перестал работать, и это видно даже вам. Как вариант – был украден. Или у него истек срок поверки, или закончился срок эксплуатации… Как начисляется плата за свет в таком случае?

Ситуацию описывает пункт 59 (а) Правил предоставления коммунальных услуг. Прежде всего определяется момент наступления «события», то есть когда именно прибор учета признается неисправным (утраченным)?

Это может будет дата вашего заявления в энергосбытовую компанию о неисправном счетчике. Или дата составления акта о неисправности счетчика по итогам его осмотра инспектором. Либо дата истечения межповерочного интервала счетчика. Если точной даты нет, то за «точку отсчета» принимается месяц (платежный период) в котором произошло «событие».

Читайте так же:
Часы с счетчиком километров

С этой даты вас переводят на оплату по среднему месячному потреблению. Среднее месячное потребление рассчитывается так же, как и в предыдущем пункте – исходя из последних шести месяцев.

Однако «по среднему» вам будут начислять лишь три месяца подряд. После чего переведут на платежи по нормативу. Как рассчитывается плата за электроэнергию по нормативу см. здесь.

Стоит отметить, что с некоторых пор потребителям, у которых прибор учета электроэнергии вышел из строя и которые живут без счетчика более трех месяцев, плату по нормативу начисляют с повышающим коэффициентом 1.5. Так что с установкой нового счетчика хорошо бы поторопиться.

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда неисправность прибора учета обнаруживается в ходе проверки счетчика представителем энергосбытовой компании и при этом инспектор настаивает на том, что имело место быть несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Перечень признаков такого вмешательства дан в п. 81.11 Правил.

Нарушения должны быть описаны в специальном Акте. С даты его подписания проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз (пронорматив, опять-таки см. по ссылке).

Срок перерасчета – три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения (что в большинстве случаев означает замену счетчика).

Сперва давайте определимся – что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошей железной дверью» (с).

То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит, шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.

Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.

Представители организации – поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома.

Они не подтверждают? Значит, исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.

Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? – обязательно почитайте.

С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.

Чуть выше об уже писалось. Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.

Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.

Коммунальщики имеют право доначислить плату за электроэнергию, исходя из общего количества потребителей электроэнергии в квартире (частном доме) и потребляемой ими максимальной мощности. Расчет производится исходя из того, что потребление электроэнергии происходит круглосуточно. А сами доначисления производятся за три месяца, предшествующие устранению несанкционированного подключения мимо счетчика.

Если же определить, какие потребители электроэнергии находятся в квартире и какова их максимальная мощности, невозможно, то плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается исходя из норматива, увеличенного в десять раз.

Про норматив читайте чуть ниже, здесь же стоит отметить, что суммы, начисляемые таким образом, в несколько раз, а то и на порядок превосходят плату по фактическому потреблению электроэнергии.

Как и в случае расчета, исходя из максимальной мощности, перерасчет по 10-ти кратно увеличенному нормативу производится за три месяца, предшествующих устранению подключения к электросетям мимо счетчика.

Небольшое уточнение – если менее чем за три месяца до выявления нарушения вас посещали проверяющие и ничего «криминального» не обнаружили, то расчет платы за электроэнергию по максимально возможному ее потреблению (или 10-кратному нормативу) будет производиться с даты этого визита.

Электросчетчики — это, конечно, не счетчики на воду, массово устанавливать которые начали только в последнее десятилетие.

Счетчиками электроэнергии квартиры начали оборудовать в обязательном порядке еще во времена СССР. И, тем не менее, во многих квартирах (один из наиболее частных случаев – квартиры в бывших общежитиях) и частных домах счетчиков до сих пор нет. Плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается по нормативу.

Норматив в данном случае – это расчетная величина потребления электроэнергии в жилом помещении, которая привязывается к количеству комнат в квартире и типе ее благоустройства(газовая плита или электрическая).

В Правилах предоставления коммунальных услуг вопрос платы за электроэнергию по нормативу разбирается в пункте 42. Давайте по нему пройдемся.

Итак, берется три показателя:

  • количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении
  • норматив потребления электроэнергии, он определяется для каждого региона отдельным решением местных властей
  • тариф на электроэнергию, действующий для данного типа потребителя

Эти три цифры перемножаются и получается стоимость электроэнергии, которая указывается в платежке.

К этому стоит добавить следующее:

Первое: если в квартире никто официально не зарегистрирован (ни постоянно, не временно), то плата по нормативу рассчитывается исходя из количества собственников жилья

Второе: власти сильно хотят, чтобы во всех домах и квартирах были установлены счетчики электроэнергии, поэтому если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии, то плата по нормативу начисляется с коэффициентом 1,5 (без коэффициента взимается плата по нормативу в тех случаях, когда счетчик есть, но его показания не передаются).

Читайте так же:
Как отключить счетчик ключа

Часто спрашивают – а как выгоднее платить за свет? По нормативу или, все же, по счетчику, потратившись не его покупку и установку?

Если говорить в «общем», то ответ будет такой:

  • если в квартире фактически проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, то платить по нормативу может оказаться выгоднее,
  • а если наоборот – зарегистрировано больше, чем проживает, то, конечно, по счетчику оплачивать электроэнергию будет дешевле.

Ну а если вас интересует конкретика, надо поискать решение тарифного органа вашего региона, которым утверждены нормативы потребления. Дальше вооружаетесь калькулятором и считаете.

Но все-таки, рискнем предположить, что в большинстве случаев все-таки выгоднее будет поставить прибор учета.

Правила учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 N 1182)

Настоящие «Правила учета электрической энергии» (в дальнейшем — Правила) разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО «ЕЭС России» с участием Госстандарта России.

В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 — 544), Федеральных законов «Об обеспечении единства измерений», «Об энергосбережении» и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно — технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии.

Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно — техническими документами, действующими в этой области.

Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при:

— осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;

— выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

— обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.

Правила содержат основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче, распределении и потреблении на действующих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках, а также по эксплуатации средств учета.

2. Общие положения

2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико — экономических задач:

— финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества;

— определения и прогнозирования технико — экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;

— определения и прогнозирования технико — экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально — бытовым сектором и др.;

— обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

2.2. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

2.3. Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):

— выработанной генераторами электростанций;

— потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

— отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;

— переданной в сети других собственников или полученной от них;

— отпущенной потребителям из электрической сети;

— переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:

— определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;

— составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;

— контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;

— расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;

2.4. Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.

2.5. Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно — измерительных систем.

2.6. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.

3. Организация учета электроэнергии

3.1. Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно — технических документов в части:

— мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

— классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

— размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

3.2. Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно — измерительных систем.

3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке.

3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии

4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке.

4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно — технических документов и инструкций заводов — изготовителей.

Читайте так же:
Говорят счетчик или счет

4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

4.4. При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно — технических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно — технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим Правилам.

4.6. Периодическая проверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ

В ТЕКСТЕ ПРАВИЛ

Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.

Счетчики, учитывающие активную электроэнергию, называются счетчиками активной энергии (далее — счетчики).

Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (далее — реактивная электроэнергия) за учетный период, называются счетчиками реактивной энергии.

Средства учета — совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно — измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций — потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на хозяйственные нужды электростанций и электрических сетей — потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на производственные нужды — это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.

Потребитель (абонент) электрической энергии — юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).

Энергоснабжающая организация — коммерческая организация независимо от организационно — правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергией.

Метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Метрологический контроль и надзор — деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Средства измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений.

Проверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Калибровка средств измерений — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

Сертификат об утверждении типа средства измерений — документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений — документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Вступил в силу закон «об умных счетчиках»: что изменилось для потребителей

1 июля вступил в силу закон № 522-ФЗ, который изменил правила по эксплуатации счетчиков. Самое главное изменение для потребителя: все расходы, связанные со счетчиками, теперь несет сама энергокомпания. Покупка счетчика, проверка, ремонт, обслуживание – все это теперь не наша забота. Но у потребителя остались обязанности: следить за исправностью счетчика, если он установлен в его квартире или на его земельном участке и делать так, чтобы представители компании могли проверить его в случае необходимости.

С 2020 года в нашей стране будут устанавливать только «умные» счетчики, которые будут автоматически передавать показания в энергетические компании. А пока решение о том, какой счетчик устанавливать, принимается на региональном уровне. В Министерстве энергетики утверждают, что электроэнергия из-за перехода на новые счетчики для потребителей не подорожает, и это отлично, но у людей остаются и другие вопросы.

Что делать, если счетчик выйдет из строя?

Если счетчик выйдет из строя, энергокомпания должна заменить его за свой счет. Вот в каких случаях энергетики должны это делать:
если счетчик сломан или утрачен;

  • если истек срок эксплуатации счетчика (указанный в техпаспорте) или закончился его межпроверочный интервал, время, в течении которого он должен исправно работать и выдавать корректные показатели (этот срок также указан в техпапорте);
  • если дом впервые подключается к электросетям;

Если у потребителя нет электросчетчика, по новому закону он может потребовать у энергокомпании его установить. Нужно подать заявку, и компания должна поставить прибор за шесть месяцев. Не установит – будет платить потребителю неустойку.

  • Первые три месяца – 50% от стоимость своих услуг;
  • С четвертого месяца и далее – 100% от стоимости услуг.

Неустойка выплачивается с момента отправки претензии. Пока счетчик не будет поставлен, за электроэнергию придется платить по прошлогодним показаниям за тот же месяц.

Кому до 2022 года обязаны поставить «умные счетчики»?

До 2020 года энергокомпании могут ставить дорогие «умные счетчики», а могут обычные – это решение будет приниматься совместно с региональными властями. Но в новостройках с 2012 года должны устанавливаться только новые «умные счетчики».

Читайте так же:
Счетчик меркурий не горит индикатор

Новый закон как-то изменил порядок передачи показаний счетчиков?

Пока у владельца жилья стоит старый счетчик, он должен снимать и передавать показания в обычном режиме, как это и записано в его договоре с энергокомпанией. Когда поставят умный счетчик, передача показаний станет заботой энергокомпании. Энергетики будут получать их автоматически и дистанционно; собственник сможет следить за этим онлайн или требовать от компании сведений о том, сколько электроэнергии он потратил и какую плату ему начислили.

Как будут проверять работу новых счетчиков?

Для обычных счетчиков останутся привычные плановые проверки, а «умные» будут проверять внепланово. Внеплановые проверки предусмотрены, если индикаторы счетчика зафиксируют попытку вмешательства в его работу. Энергетики должны будут фотографировать процесс проверки и делать видеосъемку; фото и видео прилагаются к составленному акту. А собственник может привлечь к проверке аккредитованного эксперта в области метрологии.

  • Если все же будет доказано, что в работу счетчика вмешивались, собственнику придется заплатить за электричество с учетом десятикратного штрафного коэффициента.
  • А если собственник два раза не пустит специалистов к себе, или, говоря юридическим языком, «не обеспечит допуск», чтобы проверить работу счетчика, то он будет платить по повышенному нормативу, который превышает обычный в полтора раза.

На FORUMHOUSE обсуждаются правовые вопросы элеткроснабжения и технические вопросы, касающиеся счетчиков электроэнергии.

Закон об умных счетчиках электроэнергии с 1 июля 2020 года – что важно знать?

С 1 июля 2020 года в России вступит в силу обязательная установка «умных» счетчиков для электроэнергии. Модернизация энергосистемы должна пройти без дополнительного материального участия потребителей, за счет гарантирующих поставщиков и энергоснабжающих компаний.

Как на самом деле будут применяться умные счетчики электроэнергии в 2020 году, покажет только практика. Пока действительно установлено, что установка и замена ничего не будет стоить обычным гражданам, однако в законе есть определенные нюансы. Со всеми тонкостями применения новых норм разберемся далее в статье.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Законодательство об «умных» счетчиках

Новый закон об умных счетчиках принят, теперь они обязательны к установке с 1 июля 2020 года. Однако это не означает, что переход на новую систему учета и использование интеллектуальных приборов произойдет одномоментно. Предусмотрен определенный переходный этап. Но обо всем по порядку.

Закон об умных счетчиках электроэнергии с 1 июля 2020 года вступает в силу по всей стране. Принят он был еще в 2018 году, это Федеральный закон №ФЗ-522 от 27.12.2018г.

Основные положения закона:

  • вводится понятие «интеллектуальная система учета», то есть, автоматизированная, самостоятельная;
  • предусматривается постепенный переход на умные счетчики за счет из замены;
  • устанавливается, что расходы на установку новых счетчиков перекладываются на ресурсоснабжающие организации.

Рассмотрение закона, какие положения не прошли

Проект, разработанный Минэнерго, изначально предусматривал замену приборов за счет собственников. Однако в результате эта обязанность была переложена на поставщиков энергоресурсов, ведь в конечном счете это в их интересах.

Предполагается, что в дальнейшем будет осуществлен переход на интеллектуальную систему учета по всем поставляемым ресурсам.

Закон об умных счетчиках электроэнергии с 1 июля 2020 года – что важно знать?

Вопрос-ответ

  • дистанционную передачу показаний;
  • возможность удаленно контролировать наличие или отсутствие напряжения;
  • возможность полного или частичного отключения подачи энергии у конкретного потребителя.

Можно ли обмануть «умный» счетчик?

Теоретически это невозможно, прибор работает абсолютно автономно, удаленно управляется контролером. Однако уже зафиксированы случаи, когда на счетчике устанавливался специальный чип под воздействием которого счетчик переставал учитывать потребляемую энергию. Отдельно хочется обратить внимание, что такие действия являются противозаконными и влекут как минимум перерасчет платы на основании Правил оказания коммунальных услуг.

Имеет ли право потребитель отказаться от установки такого счетчика?

Нет, такая возможность законодательством не предусмотрена. Обоснование: необходимость установки приборов учета прописана в ФЗ-261 от 23.11.2009г. Собственники должны были до 01.07.2012г. установить приборы учета на воду и электричество, до 01.01.2015г. — на газ. Причем за свой счет. Правда ответственность за неисполнение данного требования законодательством не предусмотрена.

В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ №442 от 04.05.2012г. сетевая организация вправе устанавливать приборы учета и производить замену старых без дополнительного согласования с иными лицами. Также и ФЗ-522 от 27.12.2018г. не предполагает правомерность отказа собственника в установке устройства.

Когда будут ставить новые счетчики?

Интеллектуальные счетчики будут устанавливать постепенно, по мере выхода из строя старых в соответствии с нормами ФЗ-522 от 27.12.2018г. Также полностью новыми приборами будут оборудоваться новые дома, вводимые в эксплуатацию.

Сколько стоит установка умного счетчика для потребителя с 1 июля 2020 года?

Согласно закона замена прибора будет производиться за счет гарантирующего поставщика и энергоснабжающей организации. При этом данные расходы не должны закладываться в тариф, а обеспечиваться за счет собственных средств таких компаний. Эксперты считают, что ресурсники при желании всегда найдут способ переложить затраты на конечного потребителя. Но нельзя не согласиться, что установка интеллектуальных счетчиков полностью в интересах ресурсоснабжающих организаций, так как позволит сократить расходы на проверки и снятие показаний. Поэтому таким компаниям выгоднее один раз вложиться в установку приборов.

Серые коробки на столбах – это умные счетчики?

Действительно, в частном секторе получила распространение практика установки счетчиков на столбах в целях беспрепятственного доступа к ним сотрудников. Насколько законна такая установка: спорный вопрос. Энергетики ссылаются на нормы Постановления №422 о расположении прибора максимально близко к границе балансовой принадлежности, многие потребители на п. 1.5.27 главы 5 этих правил установки электроприборов, где сказано, что счетчики должны устанавливаться в сухих помещениях, с температурой не ниже ноля. Единая судебная практика по этому вопросу не выработана.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector