Berezka7km.ru

Березка 7км
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета?

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный порядок установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Предназначение общедомового прибора учета

С его помощью появляться возможность фиксировать, какое количество определенных ресурсов было фактически потреблено жителями одного дома. Это относится к электричеству, воде, газу и отоплению. Поэтому основной целью установки счетчика является возможность экономить за счет отсутствия переплаты по нормативам.

При расчете платежа за коммунальные услуги учитывается два фактора, к которым относится установленный тариф и количество потребленного ресурса. Ежегодно тарифы по услугам ЖКХ увеличиваются, что негативно сказывается на финансовом состоянии граждан. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы не переплачивать лишние деньги управляющей компании.

Благодаря установке общедомового счетчика можно получить следующие преимущества:

  • оплачиваются только фактически потребленные ресурсы;
  • устраняются убытки, возникающие за счет потери ресурса в процессе его перемещения по магистральным сетям, которые располагаются между домом и ресурсоснабжающей компанией;
  • фиксируется потеря энергии или воды.

Именно граждане заинтересованы в том, чтобы устанавливать данные устройства, но сейчас и УК стараются пользоваться приборами учета, чтобы избежать разногласий с собственниками квартир.

За чей счёт покупается и устанавливается общедомовой счётчик?

Объясняем, для чего нужен ОДПУ и кто должен оплачивать его установку.

– В квитанциях по оплате ЖКХ за ноябрь месяц 2020 г. УК включила графу «Оплата установки ОДПУ». Сумму, которую указывает УК, мы должны будем оплачивать в течении пяти лет, плюс ко всей этой сумме — 40% за банковские начисления и комиссия при оплате квитанции каждый месяц 10%. От УК оповещения собственников дома об этой плате не было! Ранее на общих собраниях шёл разговор о возможности оплаты установки ОДПУ собственниками дома, но люди были не согласны, и было принято решение оплачивать такие работы за счёт . И это не маленькие суммы тоже! Законно ли решение УК о дополнительных поборах с собственников нашего дома без их согласия и возможно ли оплачивать установку ОДПУ из ?

В соответствии с постановлением правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в отношении объектов, где ещё не установлены общедомовые счётчики, действуют повышающие коэффициенты к нормативам. С 2020 года коэффициент равен 1,6. То есть жильцы домов без ОДПУ платят в 1,6 раз больше. Так что сегодня жить без общедомового счётчика стало совсем не выгодно. Это постановление действует с 2013 года, однако до сих пор общедомовые счётчики установлены далеко не везде.

Для чего нужен общедомовой счётчик?

ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Отсутствие общедомового счётчика может увеличить платёжку за ЖКХ в 2,5 раза

Нужен ли общедомовой счётчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учёта?

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды — ОДН).

В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок). Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки. В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 — 2%.

При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.

Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

Кто должен оплачивать установку ОДПУ?

Согласно п. 38 (1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, «собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учёта на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества».

Новый вид мошенничества: некие фирмы уверяют кировчан в необходимости срочно проверить водосчётчики

При установке ОДПУ каждому собственнику предъявляется к оплате счёт, в котором помимо общей информации о стоимости счётчика должны быть сведения о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в долях пропорционально площади квартиры (или квартир), принадлежащих каждому собственнику (федеральный закон «Об энергосбережении»). Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

К примеру, если площадь квартиры составляет 100 кв. м, площадь дома – 9 000 кв. м, а общего имущества – 1500 кв. м, то доля собственника составит 100 / 9000 х 1500 = 16,67 кв. м.

— Если сверх минимального перечня какой-либо фонд предусмотрен УК (например, фонд текущего ремонта или дополнительные взносы), то из него можно оплатить установку ОДПУ, — отмечает эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев. — Но, как правило, такие фонды не предусматриваются. Только в единичных случаях есть дополнительные доходы за счёт рекламы или сдачи в аренду придомовой территории. И если эти деньги идут не в общую «копилку», то на них ещё можно установить ОДПУ. Собственники не могут просто так взять и на общем собрании решить, что на установку счётчика нужно перечислить 10 тысяч рублей из статьи «Содержание общего имущества». Эти средства запланированы именно на содержание дома, для выполнения минимального перечня работ. И всё, что идёт сверх этого, должно быть оплачено дополнительно.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ?

Общедомовые приборы учёта должны были быть установлены в обязательном порядке ещё в 2012 году. Тогда действительно управляющие компании обязаны были оповещать собственников, в противном случае им грозил штраф. Однако сейчас ситуация в корне изменилась.

— Законная обязанность УК — установить общедомовой счётчик через ресурсоснабжающие организации. Сейчас такие счётчики обязаны быть по закону, и никакого наказания для УК не будет, если они не предупредят собственников об установке ОДПУ, — отмечает Андрей Воробьев.

Каким образом оплачивается установка ОДПУ?

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  • единоразово в 100% размере внести оплату до или после установки счётчика;
  • использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника в оплате ОДПУ выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом кроме стоимости прибора дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Читайте так же:
Если не установить счетчики собственникам квартир

Решение о том, кто будет устанавливать счётчик, принимает общее собрание собственников дома. Вы вправе выбрать тип счётчика, его стоимость, надёжную монтажную организацию, которая его установит за приемлемую плату и даст соответствующую гарантию.

Счетчики (узлы учёта)

Поквартирный счетчик.Счетчики (узлы учета) — оборудование, предназначенное для измерения расходуемых потребителями энергоресурсов, предоставляемых как всему дому, так и отдельно взятой квартире. Их можно разделить на поквартирные и общедомовые.

В ближайшем будущем, согласно принятому закону об энергосбережении, обязательной установке счетчиков подлежат практически все объекты жилого фонда. Таким образом, через несколько лет почти все коммунальные услуги будут оплачиваться исходя из фактически расходуемых объемов, а не нормативов потребления.

В результате в ЖКХ можно прогнозировать практически 100-процентный уход от системы оплаты по нормативам потребления. Последнее может привести отрасль в противоположную крайность, поскольку в других сферах услуг в условиях рыночной экономики существуют варианты оплаты не по факту потребления, а по «нормативу» (телефонная и сотовая связь, Интернет или тот же «шведский стол» в некоторых ресторанах и кафе).

Оглавление.

I. Общие организационные вопросы

1. Узлы учета, подлежащие обязательной установке в многоквартирных домах

Счетчики в многоквартирых домах.Согласно принятому закону об энергосбережении 1 до 1 января 2012 года многоквартирные дома (МКД) должны быть оснащены следующим общедомовым оборудованием:

  • счетчиками на воду;
  • счетчиками на тепловую энергию;
  • счетчиками на электроэнергию.

Одновременно до 1 января 2012 года МКД должны быть обеспечены следующими поквартирными узлами учета:

  • счетчиками на воду (водомерами);
  • счетчиками на газ;
  • счетчиками на электроэнергию.

К многоквартирным домам-исключениям, в которых установка узлов учета не предусмотрена, относятся считанные единицы 2 .

При этом установка внутриквартирных счетчиков на тепловую энергию и горячую воду по-прежнему остается делом добровольным.

2. Старые счетчики в МКД, подлежащие замене

Старые счетчики электроэнергии подлежат замене.Сегодня в квартирах ряда собственников жилья стоит старое оборудование, исчерпавшее срок своей службы и не соответствующее существующим требованиям. В результате во многих МКД поквартирные счетчики дают ошибочные показания. При этом установленные намного позднее общедомовые узлы учета на все тот же ресурс фиксируют объективные расходы потребителей, в результате при начислении оплаты возникает путаница.

Подобное устаревшее оборудование также подлежит замене. В качестве наиболее распространенного примера можно привести старые счетчики на электроэнергию, выпущенные в 70–80-е годы прошлого века. Они в принципе не рассчитаны на эксплуатацию в современных условиях (с учетом появившихся у собственников сплит-систем, микроволновых печей и других энергоемких приборов).

3. Счетчики в индивидуальных домовладениях

К 1 января 2013 года в индивидуальных домовладениях (включая дома садоводческих товариществ) должны быть установлены узлы учета на воду, газ, электрическую и тепловую энергию.

4. Ответственность за отказ в установке узлов учета

Отказ в установке счетчика наказуем.Если поквартирные счетчики к обозначенным срокам не установлены, собственники жилья будут обязаны обеспечить допуск представителей ресурсоснабжающих организаций для выполнения этой процедуры и оплатить расходы. В противном случае оборудование установят принудительно в судебном порядке. Предполагается, что на эти процедуры потребуется еще один год.

Отказ от установки общедовомового узла учета в МКД влечет наложение штрафа на организацию (ТСЖ или управляющую компанию), предоставляющую жильцам услугу по содержанию и ремонту жилья, в размере от пяти до 30 тысяч рублей.

5. Организации, осуществляющие установку узлов учета

Согласно законодательству, установку счетчиков в строящихся многоквартирных домах должен осуществлять застройщик за счет собственных средств, без наличия этого оборудования объект не примут в эксплуатацию.

Во вторичном жилье счетчики устанавливаются преимущественно за счет средств его собственников (при этом в различные годы в некоторых городах и регионах собственникам удавалось «войти» в местные бюджетные программы, бесплатно обеспечив себя оборудованием).

Устанавливать счетчики могут следующие организации:

Ресурсоснабжающие предприятия. Последние обязаны предоставлять собственникам жилья услугу по установке, замене и эксплуатации узлов учета. Одновременно они должны дать возможность всем желающим воспользоваться 5-летней рассрочкой по оплате за монтаж счетчиков. При этом сумма начисляемых годовых процентов за предоставленную в кредит услугу предприятием-монополистом не может превышать ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком РФ.

Управляющие компании.

Другие коммерческие организации, которые, желательно, должны иметь лицензию на производство данного вида работ (в противном случае оборудование могут забраковать). Эти фирмы также могут предоставлять услугу в кредит — в отличие от монополистов, на договорной основе.

6. Стоимость счетчиков

Разброс цен на счетчики довольно велик.Сегодня на рынке Ростова и Ростовской области работают десятки лицензированных организаций, осуществляющих установку общедомовых и поквартирных счетчиков. Ассортимент и стоимость оборудования разнообразны. Так, за поквартирные водомеры в столице ЮФО просят от 600 рублей (на рынках) до 3,5 тысячи — в городском Водоканале.

По предварительным подсчетам, погашение пятилетнего кредита на установку необходимых узлов учета обойдется среднестатистической донской семье в 100–150 рублей в месяц — при условии дальнейшего экономного отношения к энергоресурсам. Впрочем, озвученные показатели весьма условны.

В ходе реализации закона об энергосбережении в Ростовской области предстоит установить более 48 тысяч общедомовых узлов учета и около 126 тысяч — индивидуальных. Общая стоимость работ оценивается в районе 3 миллиардов рублей. В настоящее время планируется внедрить систему бесплатной установки счетчиков для малоимущих.

II. Установка и эксплуатация поквартирных узлов учета

1. Основные требования, предъявляемые к принимаемым поквартирным счетчикам 3 :

  • наличие приобретенного оборудования в «Государственном реестре средств измерения РФ»;
  • наличие у счетчика сертификата соответствия («знака РСТ»);
  • наличие клейма государственной поверки.

Эти характеристики должны быть отражены в техническом паспорте. В противном случае счетчик не примут в эксплуатацию.

2. Порядок установки и приемки поквартирных счетчиков

Установка квартирных узлов учета.Как правило, поквартирные узлы учета устанавливаются на вводах в жилье собственников, после запорной арматуры. В иных случаях необходимо согласование с энергоснабжающей организацией.

При монтаже счетчика целесообразно учесть следующие факторы:

  • узел учета должен легко сниматься, обеспечивая поступление воды в квартиру. Это облегчит жизнь через несколько лет, когда его предстоит снять для прохождения поверки;
  • при монтаже водомера стоит установить перед ним (после запорной арматуры) фильтр грубой очистки воды. Это продлит срок службы оборудования.

Приемка поквартирного счетчика в эксплуатацию осуществляется представителями управляющей компании или ТСЖ (за дополнительную оплату). Если жильцы выбрали форму непосредственного управления многоквартирным домом, процедуру проводит ресурсоснабжающая организация. По ее завершении составляется акт в двух экземплярах, один из них передается собственнику.

2. Поверка поквартирных счетчиков

Осуществляется с периодичностью, указанной в паспорте завода-изготовителя. Работы производит организация, имеющая соответствующую лицензию (обычно — ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации»).

Читайте так же:
Счетчик stayer master механический 1 9999 единиц

Срок первой поверки исчисляется с даты изготовления, а не продажи или установки оборудования. В этот период оплата за энергоресурсы осуществляется по нормативам потребления коммунальных услуг.

2. Снятие показаний с поквартирных узлов учета

Снятие показаний со счетчиков.Осуществляется самим собственником жилья в первый день нового месяца. Для очередного определения объема использованного ресурса потребителю необходимо вычесть из текущих данных показания оборудования месячной давности.

Единицами измерения потребляемых энергоресурсов для различных поквартирных счетчиков служат:
  • для узлов учета электроэнергии – киловатты;
  • газа, горячей и холодной воды – кубометры;
  • тепловой энергии – гигакалории.

III. Общедомовые узлы учета 3

1. Установка

Общедомовой счетчик.

Производится специализированной организацией на основании заключенного договора между оной и исполнителем коммунальных услуг или собственниками жилья — в зависимости от выбранной формы управления МКД.

Оборудование монтируется на границах ответственности, существующих между собственниками (или управляющей компанией/ ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией. Аналогичное правило действует и при установке счетчиков в индивидуальном доме.

2. Основные требования при приемке:

  • наличие технического паспорта на прибор;
  • наличие проекта на установку узла учета;
  • наличие акта о выполнении монтажа оборудования;
  • наличие договора со специализированной организацией на установку, обслуживание и ремонт узла учета с приложением соответствующей лицензии на право выполнения данных работ.

3. Эксплуатация

Осуществляется специализированной организацией, но при этом ответственность за сохранность общедомового счетчика лежит на управляющей компании/ТСЖ или собственнике (собственниках) жилья. Исполнитель коммунальных услуг ежегодно обязан проверять наличие и сохранность контрольных пломб на оборудовании с составлением соответствующего акта.

IV. Распространенные мифы о счетчиках

Со счётчиками не все так просто.1. Счетчики являются энергосберегающим оборудованием и помогают экономить энергоресурсы. На самом деле приборы, осуществляющие исключительно расчет потребляемых домом объемов тепловой или электрической энергии, не могут экономить средства собственников.

Наоборот, на плечи последних дополнительным грузом неминуемо ложатся расходы по приобретению и эксплуатации счетчика. Другое дело, после установки этого «градусника», измеряющего температуру «больного», у собственников появляется смысл бережно относиться к энергоресурсам.

2. Счетчик позволяет не платить за потери ресурсоснабжающих предприятий, которые закладываются в нормативы потребления коммунальных услуг. Между тем при формировании тарифов на коммунальные услуги потери в качестве одной из составляющих неизбежно закладываются в себестоимость ресурса. Иными словами, потребитель, оплачивающий 1000 литров израсходованной холодной/горячей воды, неизбежно вынужден компенсировать еще 200 литров (пропорция условная) Н2О, вытекшей из коммуникаций предприятия.

Причем пресловутые 200 литров неизбежно закладываются в тариф, установленный на 1000 литров. Впрочем, покупая ту же крупу для приготовления каши, мы также неминуемо компенсируем ее производственные и транспортные потери. Весь вопрос в пропорциях между реально донесенным до потребителя продуктом и потерянным.

Одна из популярных легенд.

Одна из популярных легенд.

3. Установка поквартирного счетчика при существующем общедомовом узле учета позволит не платить за внутридомовые потери управляющей компании, перерасход (и/или разворовывание) ресурса, допускаемый соседями. Все обстоит с точностью до наоборот: оснастив узлом учета свою квартиру, окажешься вынужденным оплачивать внутридомовые потери, а живущий без счетчика сосед будет платить по нормативу, формируемому по принципу «уравниловки» 4 .

4. 100-процентная установка счетчиков вынудит коммунальные предприятия сокращать потери энергоресурсов. Эта версия, выдвигаемая некоторыми чиновниками ЖКХ, также весьма и весьма сомнительна. Тариф для монополистов не устанавливается по чьему-либо велению, а формируется исходя из затратной составляющей и существующей конъюнктуры. Таким образом, если после поголовной установки счетчиков будет доказано, что нормативы потребления завышены, для коммунальных предприятий пропорционально возрастет затратная составляющая.

Эти расходы, скорее всего, также официально возложат на плечи потребителей, поскольку государство отказывается дотировать предприятия коммунального комплекса и у самих монополистов нет ни стимула, ни особых возможностей сокращать потери энергоресурсов. Ну а обанкротить и продать предприятия поставщиков «с молотка» — с последующим перепрофилированием их в табачные ларьки — невозможно. Иными словами, одно массовое внедрение счетчиков вряд ли принесет какие-либо принципиальные позитивные перемены.

Инфокрафт: Формула ЖКХ

Для примера рассмотрим настройку услуги, когда в доме установлен коллективный прибор учета.

Для настройки общедомовой услуги (в дальнейшем ОДН), в справочнике услуги используется флаг «Общедомовая услуга». Если данный флаг установлен реквизит «Вид объекта учета» поставляется автоматически – «Здания и сооружения».

Выбираем вид услуги – «ГВС», выбираем основание расчета – «Показания приборов учета».
Переходим на закладку «Общедомовая услуга». На данной закладке нужно указать основание распределения положительного и отрицательного объема по ОДН, для жилых и нежилых помещений. Необходимо установить флаг «Вычитать объем по зависимым услугам» и в части «Зависимые услуги» указать те услуги, объем которых должен вычитаться от показаний общедомового прибора учета.
Дополнительные флаги описаны в конце инструкции.

Для услуги записываем тариф документом «Изменение тарифов на услуги».

2. Подключаем услугу.

Услуга «ОДН» подключается всегда к зданию независимо от того, какой способ предоставления услуг выбран в лицевом счете, т.к. эта услуга создается для объекта учета – «Здание и сооружение», услуга автоматически подключается ко всем лицевым счетам в доме, к которому подключим данную услугу ОДН.

Услугу подключаем документом «Изменение информации о здании», в меню «Лицевые счета и объекты учета» — «Изменение информации о зданиях». Создаем новый документ. В документе выбираем здание, которому подключаем услугу, на закладке «Услуги» — «Общедомовые услуги» выбираем услугу ОДН, устанавливаем статус «Подключена», дата изменения – дата подключения услуги. Проводим документ – нажимаем «Провести и закрыть». 3. Создаем индивидуальный прибор учета для здания.

Для услуги с признаком «Общедомовая услуга» нужно создать индивидуальный прибор учета для здания.
Создаем вид прибора учета в меню «Приборы учета» — «Виды приборов учета».

Создаем индивидуальный прибор учета для здания, заходим в меню «Приборы учеты» — «Индивидуальные приборы учета». Нажимаем «Создать». Записываем наименование – «ОДН ГВС», тип объекта учета выбираем «Здания и сооружения», выбираем объект учета – «Петрозаводск, Мира, д. 40», выбираем вид прибора учета, который создавали ранее.

4. Подключаем счетчик.

На закладке «Индивидуальные» в табличной части выбираем «Тип объекта учета» — «Здания и сооружения», выбираем объект учета и прибор учета, статус – подключен, дата начала – дата включения. Проводим документ «Провести и закрыть».

5. Вводим показания.

6. Расчет общедомовой услуги.

Расчет общедомовой услуги выполняется обработкой «Групповое начисление за услуги», в меню «Расчеты», где необходимо установить действие по начислению ОДН – выполнить.

В результате начислений сформируется документ «Начисление общедомовых нужд», который находится в меню «Расчеты» — «Начисление общедомовых нужд».

Описание дополнительных настроек для услуги с флагом «Общедомовая услуга».

Вкладка «Общедомовая услуга»:

Блок «Основание распределения» содержит две вкладки: «Положительного объема» и «Отрицательного объема».

На вкладке «Положительного объема» указываются основания распределения положительного объема для жилых и нежилых помещений в реквизитах «Для жилых помещений», «Для нежилых помещений» соответственно. Значения данных реквизитов являются элементами справочника «Основания распределения коллективных приборов учета». Основание распределения положительного объема означает следующее: разница между объемом потребления общедомовой услуги и объемом потребления услуг, указанных в табличной части «Зависимые услуги» на этой же вкладке, больше нуля.
На вкладке «Отрицательного объема» указываются основания распределения отрицательного объема для жилых и нежилых помещений в реквизитах «Для жилых помещений», «Для нежилых помещений» соответственно. Значения данных реквизитов являются элементами справочника «Основания распределения коллективных приборов учета». Основание распределения положительного объема означает следующее: разница между объемом потребления общедомовой услуги и объемом потребления услуг, указанных в табличной части «Зависимые услуги», меньше нуля.

Читайте так же:
Чай вдвоем счетчик от нуля

Если на вкладке «Отрицательного объема» реквизиты «Для жилых помещений», «Для нежилых помещений» оставить незаполненными, то значения данных реквизитов будут установлены равными значениям реквизитов «Для жилых помещений», «Для нежилых помещений», расположенных на вкладке «Положительного объема».

Если основание распределения установить как «Не распределять», то распределения объема по указанному виду объекта учета происходить не будет.

Если необходимо указать конкретных потребителей, на которых будет идти распределение (например, счетчик установлен только на один подъезд), можно либо воспользоваться документом «Изменение пользователей общедомовых услуг», либо создать обычную услугу (без галочки «Общедомовая услуга») и рассчитывать данную услугу по показаниям коллективного счетчика. После создания коллективного счетчика указать конкретных потребителей, на которых будет идти распределение, можно в документе «Изменение пользователей коллективных приборов учета» на вкладке «Пользователи».

Вкладка «Основное»:

— Флаг «Уменьшать объем основной услуги при отрицательном объеме»: если объем потребления общедомовой услуги получился отрицательный и данный флаг установлен, то общедомовая услуга будет начисляться на объем не больше, чем объем по основной услуге. Таким образом, будет происходить уменьшение основной услуги вплоть до нуля.
Основная услуга при этом указывается в табличной части «Зависимые услуги» данной формы. Если в табличной части указано несколько услуг, то объем потребления таких услуг суммируется, и общедомовая услуга в этом случае будет начислять на объем не больше, чем данный (суммируемый).

Пример:
Предположим, для конкретного объекта учета объем потребления общедомовой услуги (после распределения между всеми объектами учета) получился равным «-7 м3», объем потребления основной услуги получился равным «5 м3». Тогда будет выполняться сравнения данных объемов по модулю: | -7 | и | 5 |. Так как | -7 | > | 5 |, то программа выполнит начисление объема потребления общедомовой услуги равного «-5 м3».

Так же, если имеется льгота, рассчитывающаяся по основной услуге, то расчет данной льготы этом случае изменится.
При расчете льготы вначале будут сторнироваться начисления льготы по основной услуге, а далее рассчитываться льгота на разницу объемов между основной услугой и общедомовой.

Пример:
Предположим, объем потребления общедомовой услуги получился равным «-7 м3», объем потребления основной услуги получился равным «5 м3». После сравнения данных объемов по модулю программа сначала выполнит начисление объема потребления общедомовой услуги равного «-5 м3», а затем объем для расчета льготы вычислит как «-5 + 5 = 0 м3», т. е. льгота в этом случае по основной услуге не представится.

— Флаг «Вычитать объем по зависимым услугам» необходимо установить в том случае, если от объема потребления общедомовой услуги необходимо вычитать объем потребления других услуг, например, услуг, которые рассчитывается по показаниям индивидуальных счетчиков, установленных в квартирах здания, к которому подключена общедомовая услуга. В табличной части необходимо указать список услуг, объем потребления которых должен отниматься от объема потребления общедомовой услуги.

— Флаг «Вычитать объем только приборов учета» — данный флаг необходимо установить в случае, когда от объѐма потребления общедомой услуги не нужно отнимать объѐм, начисленный при отсутствии показаний приборов учета.

При использовании общедомовой услуги нет возможности указать конкретных потребителей (квартир, офисов и т.д.), объем потребления, которых должен отниматься от объема потребления общедомовой услуги. От объема потребления общедомовой услуги будут вычитаться объемы потребления зависимых услуг всех объектов учетов, входящих в состав здания, к которому подключена общедомовая услуга.

Вкладка «Нормативы»:

— Флаг «Начислять не более норматива» — при установлении данного флага объем потребления общедомовой услуги, полученный за вычетом всех зависимых услуг, будет сравниваться с объемом, полученным по нормативу. Если объем потребления общедомой услуги больше объема по нормативу, то распределяться в этом случае будет объем по нормативу.
После установки данного флага необходимо заполнить появившиеся реквизиты «Потребители» и «Норматив». Данные реквизиты аналогичны одноименным реквизитам, расположенным на закладке «Общие сведения» формы элемента «Услуги».
— Флаг «Определять превышение нормы по основной услуге»: при установлении данного флага на форме появляется табличная часть, в которой необходимо указать услугу (либо список услуг), являющуюся основной (основными). Задание основной услуги будет означать, что по данной услуге будет определяться превышение нормы: если основная услуга полностью рассчитывается по обычному основному тарифу (т. е., по тарифу, который не является повышенным), то общедомовая услуга также будет рассчитываться по основному тарифу общедомовой услуги; если какой-либо объем потребления основной услуги рассчитывается по повышенному тарифу, то общедомовая услуга будет рассчитываться по повышенному тарифу общедомовой услуги.

— Флаг «Учитывать объем основной услуги» (появляется при установке флага «Определять превышение нормы по основной услуге») — при установлении данного флага будет учитываться норма, указанная в основной услуге. Если по основной услуге превышения по норме нет, то объем по общедомовой услуге будет делиться на объем по норме и сверх нормы.

Если в данной табличной части указать несколько основных услуг, то это будет означать, что превышение нормы будет определяться по всему списку основных услуг. То есть, если хотя бы одна услуга из списка основных услуг рассчитывается по повышенному тарифу, то общедомовая услуга будет рассчитываться по повышенному тарифу общедомовой услуги.
После создания общедомовой услуги нужно задать тариф на данную услугу. Тариф для общедомовой услуги задается так же, как и для обычной услуги, с помощью документа «Изменение тарифов на услуги».

Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды

Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды

в площадь общедомового имущества при расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ. Узнаем, в чью пользу разрешился спор в рамках рассмотрения судьями дела № А31-1084/2018.

Суть разногласий.

Разногласия между РСО и УК возникли относительно включения истцом (РСО) при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в МКД площади чердаков, в которых отсутствует какое‑либо электропотребляющее оборудование.

РСО (истец) исходила из того, что площадь любых чердаков МКД, вне зависимости от их оснащенности электроприборами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в МКД и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию, поставленную на содержание общего имущества в доме.

УК (ответчик) с таким подходом не согласилась. В отсутствие сведений о площади чердаков в технической документации на МКД эта площадь не учитывается при расчете платы за предоставленный КР на СОИ.

Установленные правила расчета.

Как известно, в отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета объем электрической энергии, подлежащий оплате на общедомовые нужды, определяется расчетным методом – с использованием норматива потребления.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию предусмотрены Правилами установления и определения нормативов потребления [1] .

На основании п. 37 приложения 1 к этим правилам величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме) определяется по формуле 34:

__________
12 x S ои

Wобщ. i – суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД;

S ои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (кв. м);

12 – количество месяцев в году.

Каким образом следует определять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в комментариях к формуле 34 не указано (в отличие, например, от формулы 26, по которой рассчитываются нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды).

Читайте так же:
Шкафы для выносных счетчиков

В формуле 26 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.

Разъяснения Минстроя.

Министерство в Письме от 11.04.2017 № 12368‑АЧ/04 пояснило: при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД по формуле 34 учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

В силу обозначенных норм Жилищного кодекса собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности следующее общее имущество в доме:

  • помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения дома, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслуживающее более одного помещения дома (технические подвалы);
  • иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и других подобных мероприятий.

Вывод

Расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД (по формулам 26 и 34) предусматривает включение разной площади общего имущества для различных коммунальных ресурсов, а именно по ГВС, ХВС и электроснабжению.

В связи с этим, к примеру, судьи согласились с позицией контролирующего органа, исключившего из расчета платы за ГВС и ХВС площадь чердаков и подвалов. Включение УК в состав общего имущества МКД данных помещений противоречит нормам Правил установления и определения нормативов потребления и приводит к неправильному определению платы за коммунальный ресурс по ГВС и ХВС, использованный для содержания общего имущества МКД. Об этом – Постановление АС ПО от 31.07.2018 № Ф06-34699/2018 по делу № А12-29389/2017 [2] .

Изыскания судей.

В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.

Какие сведения учел орган тарифного регулирования?

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.

Важно ли освещение чердаков?

Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.

Какую информацию УК предоставила РСО?

Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.

Вывод судей

Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.

Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018 [3] ).

При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).

Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

[2] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306‑КГ18-18936.

[3] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказ а но Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301‑ЭС19-12546.

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Читайте так же:
Как узнать кто ставил счетчик

Общедомовые счетчики

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  1. Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  2. Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector